Сквозь Кавказский Заповедник

(10-21 июля 2010)

День 10. р. Чистая — р. Малая Лаба — р. Безымянка — озеро Клумбочка

Послезавтра, капитаны, — решил Саша.
— Я своей командирской властью
дарю вам еще один морской день.
(c) «Мальчик со шпагой», В. Крапивин

Всю ночь шел сильный дождь (надо отдать должное отличной крыше балагана!), утро было хмурое, прогнозы погоды неясные. Пока мы завтракали и собирались, нас одолел соблазн. Если сейчас дойти до Малой Лабы и пойти вверх по ней, на перевал Аишха, то уже сегодня…уже сегодня будем сидеть в Красной Поляне и пить…ну, к примеру, пиво, а погода пусть в это время делает, что хочет:) Мне это все так напомнило концовку какого-то литературного сюжета. Я напрягла память и вспомнила: ну как же, «Трое в лодке»! :)

Кстати, у нас еще была сцена из «Трое в лодке» до этого:) Я забыла написать. Мы пили из озера Алоус, точнее, из вытекающей из него реки, ну да это то же самое, а потом гуляли по противоположному берегу и обнаружили в воде маленького и трогательного дохлого кротика:))) Ладно, хватит лирических отступлений…хотя отступления — это тоже в духе Джерома:)

Вот, возвращаясь к нашим колебаниями: но как же озеро Клумбочка? Нет, мы не могли на него не завернуть. Да и небо вроде бы стало понемного расчищаться… Мы решили продолжать поход, и, дойдя до моста через Чистую там, где она сливается с Малой Лабой, уже не колебались. Вот я сфотографировала мост, но мы даже не думали переходить через него!:) Не дрогнув, мы обрекли себя еще на 1000 метров вверх и марш-бросок до самого вечера.

Мост через реку Чистую у слияния с Малой Лабой

По пути еще заглянули на большой водопад на реке Чистой.

Водопад на реке Чистой

Вообще река замечательная, да все три реки в этот день — Чистая, Малая Лаба, Безымянка — были как на подбор. Они гремели и грохотали с невообразимым буйством, ломая неряшливые завалы упавших стволов, несли над собой туман из микроскопических капелек, голубели в просветах красивейших пихтовых лесов, через которые нас вели удобные набитые тропы. К сожалению, тут я неожиданно устала фотографировать, оказывается, так бывает на десятый день :)

На Безымянке в одном месте есть причудливые разливы реки, она там течет прямо по лесу, широкими плесами, иди через них как хочешь, короче говоря:) Но нам очень помогла маркировка, из кусочков красного скотча, приделанных к деревьям мебельным степлером. Благодаря ей мы прошли этот водяной участок без особых потерь и я даже не промочила ботинки. Потом через Безымянку нужно было перейти вброд. Сначала мы лезли по упавшему стволу пихты, потом прошли в очень сильном течении выше колен. Я побоялась переправляться с рюкзаком. Буйная река.

По пути произошел наш первый за 10 дней контакт с хомо сапиенсами:) Группа возвращалась после восхождения на Цахвоа, поболтали с ними немного, обменялись впечатлениями.

В домике на Безымянке мы пообедали и полезли дальше: петляли по медвежьим следам туда-сюда через юную, более скромную и тихую здесь речку, продирались через лес по крутой тропе вверх, потом долго шли по высокой траве бесконечными траверсами. Вот тут долина, по которой мы шли в конце (лес, из которого мы выбрались, виднеется вдалеке, в начале солнечного пятна) — это Митя сфотографировал ее на следующий день.

Один из притоков Безымянки

Пошел небольшой дождь (опять!!), но скоро кончился. Мы ужасно устали, но уже видели перед собой вверху цирк, где лежало озеро, и знали, что мы успеем туда до темноты.

Подъем к озеру Клумбочка

Наконец, пришли. Только успели увидеть озеро и островок с цветущими на нем рододендронами и аккуратно разложенными камнями (ландшафтный дизайн!), дающий озеру такое смешное название — Клумбочка, как сгустился туман и вокруг ничего не стало видно. Но мы не переживали — почему-то было совершенно ясно, по крайней мере, мне, что завтра будет хороший день. Этот день, как и только что минувшие тысячу метров вверх, мы только подарили себе сами, еще один день в горах.

Озеро Клумбочка
Островок в озере Клумбочка

На Клумбочке мы снова встретили людей, группу из Сочи, с кем уже пересекались в прошлом году на Кардываче. Мир тесен, а та его часть, что тусуется в Краснополянских горах, еще меньше:) Наши соседи пришли поздороваться, узнали, что мы в пути уже 10 день, и притащили нам в подарок халву, резонно предположив, что к этому времени у нас должны уже закончиться все ништяки. Мы, однако, сумели сэкономить до Клумбочки целый пакет «Мишек на севере» и пачку сгущенки, но и халву с удовольствием приняли:))