Вчера утром приехала из Майкопа, классически «уставшая, но довольная»:)
Познакомилась с замечательными людьми и чудесными собаками, бродила по плато Трю, попадала в грозу и град, спугнула из зарослей черники медведя и ела эту чернику в больших количествах, подкрадывалась к зубрам, видела оленей, смотрела на закаты, узнала много интересного про зубров, короче, было хорошо!
Нас всего было пятеро: три девушки и две собаки:) Лирическое отступление: я всегда думала, что Митя ходит быстро. Щас! Теперь я знаю, что Митя ходит _нормально_, это я хожу медленно. Я просто сравнивала себя с теми, кто ходит еще медленнее меня:)) Здесь же я была с Таней — научным сотрудником заповедника, у которой до ста дней в году приходятся на работу в горах, и Любой — студенткой, будущим экологом, которая занимается спортивным ориентированием, а там у них, как известно, соревнуются в ориентировании не просто так, а на скорость:)
Хася и Бася — не просто за компанию, а работают! Каждый несет до 5 килограмм. А потом, после долгого перехода у них еще есть силы уноситься по своим личным, очень загадочным делам. Мало какое зрелище сравнится по красоте и гармонии с видом хаски, бегущих со всей дури по альпийским лугам! Они ужасно грациозны, гордо поднимают пушистый хвост и кажутся неотъемлемой частью заповедника, словно всегда тут и обитали. Но не успеешь как следует налюбоваться, а они уже превратились в маленькие точки и исчезли за горизонтом… И никого нет… И вдруг из-за горизонта появляются рога… Это олени по достоинству оценили скорость и грациозность Хаси и Баси:)))
Бася всем своим видом говорит: «Э, братан, ты с какого района?»
Хася скрывает свои разбойничьи наклонности под видом интеллигента))
Но стоп, стоп! Я же про учет ЗУБРОВ!:)
Вообще я наивно представляла, что учет зверей — это ты типа идешь, а они такие тебе на глаза попадаются, только успевай считать. А их, бывает, поискать еще надо!:) Сначала мы забрались на вершину Армовка (немного не доходя до Ятыргварты), чтобы осмотреть хребет Скирда сверху. На хребте мы увидели множество зубров: насчитали в бинокль более 80. Но нам надо было посмотреть на них поближе, чтобы посчитать состав стада по полу и возрасту. Зубры собрались такой толпой для важного дела — гона, но, видимо, тут он у них и закончился, поскольку в последующие дни мы избороздили всю Скирду и больше не видели их в таком количестве. Они разделились и рассредоточились, не давая удобно посчитать себя всем скопом:)
Дело в том, что в окрестностях Ятыргварты на вольном выпасе гуляют кони.
Однажды кто-то оставил в предбаннике домика мешки с солью, и лошади сначала слизали соль, а потом съели весь предбанник:))) Даже внутри домика у стола и лавок отожраны куски:)
Последующие три ночи мы спали в другом домике, за перевалом Трю, на западном краю плато. Он уютно расположен на границе леса и луга.
Вот примерно в этих местах.
Здесь же мы встретили часть из общей группировки зубров, виденной нами на Скирде. 28 штук, одни самцы. Видимо, они разошлись — мальчики налево, девочки направо, девочки нам на глаза, к сожалению, не попались, но их наверняка посчитает другая группа. Люди здесь бывают очень редко, и животные чувствуют себя вольно и хорошо. Подпустили нас совсем близко, метров на 30 — увлеченно паслись и не слышали нашего приближения. Потом один из зубров поднял голову и долго смотрел на нас. Только когда ветер накинул наш запах, стадо нехотя снялось с места, но не убежало сразу, а отошло в лесок и остановилось там. Но мы двигались по тропе им наперерез, поэтому зубры все-таки скрылись из виду. На обратном пути, уже в сумерках, мы встретили парочку самцов прямо рядом с нашим домиком!:) Шутили, что страшновато будет ночью выходить в кусты))
Вдоль тропы, ведущей из домика на Скирду, росло видимо-невидимо черники! Это был просто праздник какой-то, я до этого первый раз попробовала чернику в прошлом году, сначала в августе на Имеретинке, когда она только начинала поспевать, а потом на Кардываче в октябре, когда она уже заканчивалась. Этим летом все процессы происходят как-то рано, и черника была спелая, сладкая, крупная, и росла так густо, что, не сходя с места, можно было набрать полную горсть, так, что не помещалось в ладони. Мите дома тоже досталась целая бутылка черники, которую мы сообща набрали в четверг вечером на закате. Я хотела ее сфотографировать для отчета, но не успела)))
Не мы одни ели чернику. Этот медведь так увлекся, что не слышал, как мы прошли рядом по тропе. Мы тоже его сначала не заметили, поэтому громко разговаривали, а ему хоть бы что. Жрет себе! Но вот, наконец, поднял голову. «Кто здесь?!» И давай деру!:)
Два дня подряд мы ходили на хребет Скирда.
Нужные нам с собой вещи помещались в одну сумку, которую Хася и Бася несли по очереди. Бася работает на совесть: спокойный и серьезный, стоит и ждет, пока на нем застегнут и поправят сумку. Хася хитрит: лежит до последнего и не хочет поднять попу, чтобы сумку надеть:) Еще, мне кажется, он знает, что в радиальные выходы вещи понесет кто-то один, и когда слышит в разговоре «складывай вещи в сумку» или что-нибудь в таком духе, то бочком, бочком выходит из домика — авось Бася первый на глаза попадется:)))
На Скирде мы не только высматривали зубров, было и другое дело, связанное с Любиной дипломной работой. Зубры изначально паслись на альпике только летом, а зимой спускались в леса. Зимой там проще найти пищу и укрыться от непогоды. Но в силу воздействия людей, в лесах стало слишком неспокойно зимовать для них, и в некоторых местах они стали оставаться на зимовку на альпийских лугах. На Солонцовом хребте зимует очень много зубров, и пробы, взятые в тех местах, показывают, что зубр меняет растительный состав лугов, поедая одни растения и оставляя другие. Нам нужно было взять такие же пробы здесь, на Скирде, где зубры в основном пасутся только летом, и сравнить, как они здесь влияют на луга. Таким образом можно определить, какую нагрузку в виде зимнего зубриного питания вообще может выдержать луг. Я надеюсь, я ничего не напутала!:))
Короче говоря, пока Люба считала количество зимних зубро-какашек (а их можно отличить от летних, т.к. зимой зубры едят травяную ветошь, а не свежую травку) на выбранной площадке и описывала, какие виды растений здесь есть и насколько каждое из них здесь распространено, мы с Таней отмеряли с помощью колышков и веревок квадратики метр на метр и ножницами состригали все-все, что на них растет. Это складывалось в один пакет, а в другой — оставшиеся на земле лишайники. Дело в том, что на таких альпийских пустошах, как Скирда, подземная часть растений в силу суровых условий занимает больше места, чем надземная. Удивительно, как крошка цветок имеет под землей такой мощный, толстый корень! На земле же остаются пустые места, которые заполняют лишайники.
Люба у «скошенной» площадки :)
Я, чувствуя, как где-то в пятом классе во мне погиб ботаник (скорее всего, я тогда просто первый раз столкнулась с классификациями — типы соцветий, типы листьев и проч. — и восхитили меня именно они, самим фактом своих громадных возможностей:)), пыталась запомнить названия хоть каких-нибудь травок по-русски или по-латыни, но удалось мне, скажем прямо, немного:)) И все-таки! Круто, когда скучный, однообразный на первый взгляд, да еще и основательно пожухший уже к августу луг вдруг оказывается мозаикой, системой, а не просто «травой»:) Но вместе с тем, это многообразие не бесконечно и постижимо: здесь растет 16 видов, там — всего 12, все можно посчитать и учесть.
Хася и Бася в это время не заморачивались ботаникой, а дрыхли под импровизированным тентом, который им сооружала Таня.
Еще немного видов с хребта Скирда.
Чертовы Ворота и Тхач
Каньон Уруштена
Алоус
Каждый день (кроме самого первого) после полудня начиналась гроза. В последние два дня — еще и с градом. Но зато было не жарко:)
Дождь
А вечерами были отличные закаты! (Рассветы, увы, видели только Хася и Бася, остальные заполночь болтали, а утром не могли глаза продрать:))
В последний день мы с утра еще сходили на живописные обрывы, где днем ранее паслись наши зубры. Очень красивое место: сосны, скалы, головокружительная пропасть под ногами, Чертовы ворота, Скирда, каньон Уруштена и бескрайние пихтовые леса видны в просветах между соснами. Там не получилось сфотографировать ничего приличного, вот только общий вид этого места:
И Хася с Любой отдыхают под сосной:)
Потом вот еще пару зубров встретили на плато Трю:
Обратно на кордон Черноречье спускались не тем путем, каким поднялись, а по реке Трю через Хабисимову поляну. Путь шел через всякие заросли, зубриными тропами вдоль русла реки, а где-то и по руслу, потом через эту самую поляну, совершенно нехоженную ни людьми, ни зубрами, потом через смешанный лес, в котором тропа постоянно терялась. Только после слияния Трю и Уруштена, вдоль Уруштена к Малой Лабе пошла хорошая, широкая и набитая тропа. Все вымотались, а я вообще еле плелась сзади, проклиная свою хилость и разболевшуюся коленку:) А, и град еще был! Так что мы были еще и мокрые:) Но по тропе то и дело попадалась малина, такая крупная и сладкая, что нельзя было не понять: все в жизни компенсируется!:)
Река Трю в верховьях
Когда мы пришли на кордон, Хася с Басей залезли в свой личный багажник и мгновенно уснули. Ну и мы были готовы сделать то же самое:)
Вот и все:)
Хаски — красавцы:)
А вы молодцы:)
Спасибо за фотки)
Аня и Митя, спасибо большое за ваш сайт! От него невозможно оторваться, особенно если особо заинтересован в этих местах!