Учет тура и серны на хребте Алоус

(1-8 июля 2011)

День 7: Долина Челипси- долина Уруштена- долина Дзитаку

В это утро мы спали долго. В домиках таких всегда утром полумрак, потому что окон либо нет вовсе, либо они маленькие, и вставать не хочется. В доме мы оставили лишние продукты (поход немножко короче оказался, чем мы сначала запланировали). Пюре, хлебцы и что-то еще. Еще оставалась непосещенной река Имеретинка с озером Мраморным в ее истоках. Интересно очень на него посмотреть! Но что-то нам уже хотелось двинуться в сторону дома:)

Мы спустились к реке и пошли по ней к ее слиянию с Уруштеном. Путь недолгий, но задолбистый! Высокотравье…без тропы…так, звериная какая-то. Но я шла и думала: снег мокрый сыплется за шиворот? — Нет! Сквозь буреломы высотой с двухэтажный дом надо перелезать? — Нет! Тогда помни долину Цахвоа в прошлом октябре и топай, не жалуйся))) Все познает человек в сравнении!

Вот такая Челипси, бурная речка:

Река Челипси

Долго ли, коротко ли, а последние намеки не только на тропу, но вообще на возможность пройти, пропали, и мы поняли, что надо переправляться на другой берег. Отыскали участок для переравы получше, а на том берегу уже была нормальная человеческая тропа и даже с метками.

В общем, больше и фото-то нету с этого участка пути, мы дошли через лес к слиянию сначала Имеретинки с Челипси, а потом Челипси с Уруштеном. На этом месте был столик для отдыха и кострище. А также появились заповедниковские указатели «Р. Имеретинка» «Перевал Псеашхо — стрелка туда» и все такое. Цивилизация стала ближе!:)

Дальше тропа вела через такую поляну:

Погромыхивал гром вдалеке, но дождя так и не было.

После этого тропа нырнула в заросли, пошла вдоль Уруштена, и почему-то меня доконала. Хорошая, удобная, широкая тропа, че еще надо. Но до того нудная!!! По крайней мере в это время года. Заросли, заросли, заросли. Лопухи, лопухи. Тропа под ногами иногда превращается в ручей и ботинки утопают в жиже по щиколотку. Вокруг не видно ничего, кроме зарослей, только неизменно и так же нудно шумит по правую руку Уруштен. Может, потому что тропа была хорошая, мы и шли быстро и без отдыха, и я просто устала…? Единственной отрадой на этом пути, хоть как-то разнообразившим убийственное занудство, была снежная пробка в том месте, где Уруштен стискивает узкий каменный каньон.

Снежная пробка в каньоне реки Уруштен

Наконец мы немного поднялись вверх и вышли на поляну у лагеря Холодный. Перед нами открылся ледник Холодный в окружающей его горной рамке.

Ледник Холодный, Псеашхо

Где-то вдалеке погромыхивал гром, но дождя так и не было.

Мы завернули к лагерю Холодному: было интересно посмотреть на столь известный домик. К тому же там было удобнее обедать за столом.

Лагерь Холодный (Кавказский Заповедник)

Домик классный! И в нем столько всего…кроме продуктов, запаса которых хватит выдержать осаду, там можно найти спички, фонарик, газ, котлы, сковородки, елочные игрушки, чего только нет. Даже шторы на окнах и узорная роспись на двери зеленой краской)) Я пожалела, что не донесла наши продуктовые излишки сюда. Здесь они пригодились бы гораздо скорее, чем в тех забытых богом хоромах в долине Челипси. Стол и кострище тут были большие, просторные, удобные. Печалит только мусорная яма, вроде отсюда уже до дому-то недалеко донести.

Мы в домике оставаться не стали, а пошли дальше. Через реку Холодную перекинут мост:

Мост через реку Холодная

Человек может перейти через него без труда, только держаться за перила надо обеими руками, т.к. мост сильно раскачивается. Митя пошел первый, Вустер отважно попытался за ним (меня поражает эта собака!!), прошел ровно две «ступеньки», провалился и признал поражение:) А Митя опустошил рюкзак и вернулся за Вустером.

А на закате мы свернули в долину Дзитаку. Наверное, тут полно народу бывает, но нам повезло: учетное время. Никого не было. Я особо ничего от этой долины не ждала, и мне неожиданно так понравилось! Уютнейшие места!

Долина Дзитаку

Только почва тут как губка — впитывает в себя тонны воды и местами хлюпает под ногами, как болото. Но у нас и так были мокрые ботинки еще после брода через Челипси, поэтому мы и горя не знали:)

И там цвели тысячи рододендронов, каких-то особенно красивых, без изъяна, густыми кустами. Красота!

Рододендроны в долине Дзитаку

Совсем недалеко от «входа в долину» лежат Дзитакские озера. Первое озеро самое большое, так и называется Большое.

Озеро Большое в долине Дзитаку

За Большим в неглубоких котловинах-ямках лежат озерки поменьше. Есть такой классический ракурс для фото, когда они видны все вместе, одно за другим. Ну или не все (их всего семь, поэтому называется Семиозерье), а штук пять. Но нам так снять не удалось, потому что два озера были еще забиты до самого дна грязным снегом — настолько они маленькие. Но я Митю все равно согнала с насиженного места у палаточки

В долине Дзитаку

и отправила фотографировать:

Озерная долина Дзитаку (Семиозерье)

Палатку мы поставили на небольшой возвышенность над одним из маленьких озер, там было на редкость для этой местности СУХО)) И неподалеку за нами удобно протекал ручей. Вот наше озеро:

Озеро в долине Дзитаку

Мы там искупались, вернее сказать, помылись)) вода была теплая, потому что озеро мелкое. А по соседству с нами лежало озеро Двуликое. Оно хоть и малюсенькое, но уникальное, у него два стока: один на северный макросклон, другой на южный. Мы вспомнили об этом, и сообразили, что и палатка наша стоит прямо на водоразделе. И подумали: может, Митя будет сегодня спать на южном склоне, а я на северном?:)

А Вустик ни о чем таком не думал.

Он получил в свое распоряжение такую чудную долину! Он сбегал посмотрел все озера, сунулся на снежник над ручьем, вернулся и крепко-крепко уснул. Все, силы у него были на исходе)

А мы что-то так душевно провели этот вечер! Вытащили коврики и полулежали, облокотившись спиной на камень, и наблюдали, как исчезают последние лучи солнца и к нам из долины Уруштена ползут облака. Постепенно темнело, а влажное-превлажное облако окутывало нас со всех сторон. Наконец воздух стал уж чересчур мокрым, и мы ушли в палатку, оставив с собой навсегда картину этого золотистого вечера.

Долина Дзитаку

День 8. Долина Дзитаку — Бзерпский карниз — Газпромовская канатка — Красная Поляна — Сочи -Краснодар.

Нам хотелось пораньше оказаться сегодня в Красной Поляне, чтобы иметь больший выбор поездов. Поэтому мы героически решили выйти в шесть утра. И даже проснулись во сколько надо. Небо громыхало вдалеке, словно там ворочался огромный сонный зверь. Где-то шли дожди. Мы собрали все, кроме палатки, когда полило и у нас. Гроза была сильная, прямо над нами. Мы переждали ее в палатке, а вокруг ничего не было видно в густом тумане. Наконец, все стихло, и туман разошелся.

Ну и мы пошли. Не в шесть, а в семь часов, тоже неплохо. До домика на Бзерпском карнизе дошли часа за два. Домик был пуст, на двери висел замок, и ни одной живой души мы не встретили до самого Газпрома.

Ой, я жалею, что мы не сфоткали Газпромовскую территорию!)) Надо сказать, что пока мы спускались туда, пошел сильный дождь. Ну мы не то чтобы промокли — куртки хорошие у нас, штаны тоже, на рюкзаках чехлы. Но тут мы вышли на дорогу…ыыыы…там была грязь не то что по колено — по уши. И там все изменилось с прошлого года! Там повырублено еще куча всего, и кругом экскаваторы, самосвалы и прочая техника, и все так грязно, так противно и ужасно, что надо обладать присутствием духа или крепкой привычкой, чтобы не впасть в уныние после недели блуждания в райских кущах. Посреди моря грязищи возвышались недостроенные здания из стекла и бетона…олимпийская всякая хрень, а чистить вокруг не нужно, ведь их будут эксплуатировать, когда всю грязищу укроет снег))) Впрочем, было бы лицемерием прямо таки имитировать рвотные позывы при проплывании по газпромовской грязи. На лыжах ведь я люблю кататься. И вообще иду туда, чтобы бесплатно воспользоваться канатной дорогой, не покупая билета)))) Но черт…мне для этого уже хватает того, что там вырублено и построено…а там еще похоже планов громадье. Митя же, судя по всему, испытывал рвотные позывы на самом деле, поэтому шел сердитый:)

Кстати, наверное, люди, далекие от этих дел, думают, что пешие туристы вечно бродят где-то там по уши в грязи, потому что они вываливаются к ним в города и поселки грязными. Но пачкаются-то они на подходах к этой самой цивилизации, там где грунтовые дороги раздалбывают лесовозы, джипы и прочее колесное. А так мы чистые там ходим вообще-то!))) Где испачкали ботинки — тут же в росе прошли да помыли… Тут о росе нам мечтать не приходилось. Мы заблудились!)))) Мы уже должны были выйти на горнолыжные трассы F, а их что-то и след простыл. Но мы не поддались панике))) и в итоге вышли к канатке, причем как мы это сделали, я сама не поняла. Мы туда пришли откуда-то слева. Говорю же, там все изменилось.

Перед нами возникло прекрасное белое здание, сверкающее чистотой кафеля и глянцем унитазов. Я пошла переодеваться, а Митя тем временем увидел, как рабочие-строители моются из шланга. Мы очень обрадовались и вымыли из этого шланга свои ботинки и штаны.

Теперь мы были чистые, сухие, переодевшиеся и довольные жизнью, и сделав морду кирпичом пошли к посадке в кабинку. Но молодой парень, работающий у канатки, спросил у нас билеты. Он смотрел мне в глаза, и пока я лепетала про то, что билеты были, понимаете, но мы поднимались давно, уже неделю бродим и потеряли их, потому что знаете, под дождем все промокло, глаза его смеялись)))) Мы сели в кабинку…на которой было написано «извините, не садиться, кабина для рабочих в спецодежде»))) Мягкие плюшевые скамейки там были застелены клеенками:) Ну самое то для нас))

Дальше были автобус, нереальная пробка на въезде в Сочи, поезд — и домой.

4 комментария

• Рома

Красота. Молодцы:)
    А мы вышли к канатке в сентябре ближе к вечеру, представьте какого оно было идти еще пешком до самой поляны, после недели в горах:)

• Андрей Lozhkin

Потрясающе,еще не читал про это путешествие!

• Игорь

Вот и у меня такая хрень была. По заповеднику шли неделю — вполне чистый был. Как только на олимпийскую стройку вышел, так по уши в грязь вез.

Вообще молодцы ребята. Очень круто.