Учет тура и серны на хребте Алоус

(1-8 июля 2011)

День 5: прогулка на перевал Бирюзовых озер

В этот день фотографий немного, потому что мы эти все места уже видели. Но все равно тянуло побродить там еще раз, среди водопадов и озерков, по леднику Челипси…на перевал меня лично не очень тянуло: он был бы не сложный, если бы не нагромождение скал в самом конце, через которые надо круто подниматься вверх, прижимаясь временами к стенкам, мокрым от стекающих ручейков, как к родным, но нельзя ж было там рядом быть и не заглянуть «по ту сторону». На той стороне была погода как в прошлый раз, просто дежа вю, Игольчатый и Скалистый в клочьях облаков, пасмурный Аишхо посередине да слева огромный ледник Цахвоа. Фото не выкладываю, тк можно взять прошлогоднее с тем же успехом:)

А наше любимое озерко с удивительным цветом воды мы сфотографировали снова, и не раз. Уж больно оно хорошее. Мы решили называть его Лазурным, чтобы не путаться.

Лазурное озеро под перевалом Челипси (долина реки Ачипста)

Когда на поверхность воды попадает солнечный луч, оно словно светится изнутри. И трудно представить, что подойдя ближе, увидишь четко-четко камни на дне — вода издалека кажется совершенно непрозрачной.

А это следующее озеро, самое большое здесь. Ефремов называет его Верхняя Ачипста. Оно полностью открывается ото льда, наверное, только к концу лета.

Озеро Верхняя Ачипста

Озеро очень понравилось Вустеру:) Он вообще от снега и льда впал в щенячью радость)))

Еще немного Вустера

На перевале сели отдыхать. Солнце, несмотря на переменную облачность, когда палило, то палило нещадно. Следующий день, например, был более ясный, но такого не было, потому что мы уже не ходили по снегу и леднику. А тут нам без крема от солнца (дураки, дураки!))) было прямо совсем туго. У нас был с собой бальзам «Спасатель», на котором было написано, что он «защищает от солнца и мороза» в числе всего прочего. Я подозреваю, что он спасает от последствий солнца и мороза…но мы все равно вымазали весь тюбик. Может, он нас все-таки и спас, потому что обгорели только носы. Но в этот день спасателя было недостаточно, и мы натянули банданы на рожи, как маски у грабителей. У меня, кстати, облезла еще кожа на левом виске, с которого в этот день сползала бандана.

Пока отдыхали на перевале, Вустер исчез по своим делам, и вскоре откуда-то вынеслись три тура и стали грациозно и оперативно подниматься на пупырь перед нами. После чего за турами выскочил белый леопард…редкий вымерший вид…ну ладно, это был всего-навсего Вустик))) Одним махом он забросился почти до самой вершины этой горки. Нам бы так, эх!! Но куда ему за турами угнаться! Пришлось возвращаться и лежать, высунув язык. Вот этот самый пупырь на заднем плане, куда он только что сбегал и вернулся:

Мы записали трех туров — небогато, но все же без Вустика мы бы и их не увидели:)

С перевала было у нас некоторое вялое желание подняться на Челипси, но мы оценили свои силы, настрой, меняющуюся к худшему погоду, и честно сказали себе, что не осилим. Сходили траверсом по ту сторону перевала чуть поближе к вершине, чтобы проверить это решение. Внизу было видно небольшое озеро из т.н. «челипсинских» озер, но все почти под снегом, спускаться не стали.

Челипсинские озера

До вершины оставалось всего ничего:

Гора Челипси

Но нам не хотелось — и все тут! И никаких нравственных проблем мы от этого не испытали совершенно:) Вместо этого мы решили забраться на ту самую вершинку, где Вустер встретил туров, высотой 3037, откуда как раз  Челипси будет видно во всей красе, да и в целом вид на окрестности хороший должен быть. Так оно и оказалось.

Красивая вершина, как ни крути! И ледник впечатляющий. А за ней громада Цахвоа выглядывает.

Вид на гору Челипси, вдали Цахвоа

На обратном пути мы пошли к нашему Лазурному озеру попить чаю. Вблизи его цвет был нежно-голубым, на берегу цвели рододендроны и было очень уютно, несмотря на поднявшийся от ледника туман, который постепенно окутал нас со всех сторон и клочьями плавал вокруг, пока мы спускались к нашему лагерю.

Лазурное озеро под перевалом Челипси (долина реки Ачипста)

День 6: долина Ачипсты — перевал Грозовой — озеро Небесное — долина Челипси — домик «Старый Алоус»

Покинули мы гостеприимное местечко на берегу Ачипсты и полезли снова наверх, на хребет Алоус. Полезли прямо практически от нашей стоянки, только пришлось немного пройти вверх по реке, чтобы подыскать удобное место для брода. Хребет перед нами выглядел эпически, конечно…но не так уж неприступно. Но как ни крути, 700 метров вверх с рюкзаками набрать надо. Мы шли как настоящие приличные туристы — ходками. Только ходки были не по времени, а по 200 метров вверх)) Поднялись быстро, потому что отдыхать негде практически было, нигде толком ноги не поставишь, пару раз вот попались полочки, где можно было сесть.

А водопадный конец долины тем временем разворачивался перед нами во всей красе:

Массив Челипси

Наконец мы выползли наверх в небольшой цирк. Из-за гор позади нас показалась маленькая верхушечка, в которой безошибочно узнавалась вершина Цахвоа:)

А впереди стало видно, куда нам еще подниматься

Но мы уже не зря сюда залезли, потому что увидели большое стадо туров, около 50 мы успели быстро насчитать, пока они не спрятались от нас за гребешок скалы. Но любопытство одолело мужскую часть их населения, и они все повылезали обратно:

Туры на хребте Алоус

Вот мы уже и поднялись гораздо выше скал, с которых смотрели на нас туры. Эти скалы тут в правой нижней части кадра:

Хребет Кочерга, долина р. Ачипста, массивы Челипси и Цахвоа (вид с хребта Алоус)

Вот как вырос массив Цахвоа, пока мы поднимались:

Гора Цахвоа за хребтом Кочерга (вид с хребта Алоус)

И мы увидели, что в нашем Лазурном озерке, у которого мы вчера пили чай, плавает айсберг. Он оторвался от снежника, наверное, сегодня утром.

Лазурное озеро под перевалом Челипси (долина реки Ачипста)

Наконец мы на перевале Грозовом.

Перевал Грозовой (хребет Алоус)

Я попробовала сделать панораму на 360 градусов, но смотреть ее как-то странно…никак не уложишь в голове, что края ее сходятся вместе на самом деле. Наверное, лучше бы было ее поделить надвое. Мы там подписали на ней, что сумели. (По клику открывается большая.)

Вид с перевала Грозовой (хребет Алоус): Уруштен, Аспидный, Челипси, Джуга, Ходжибий, гора Ачипста, хребет Кочерга, Магишо, Луган, Юха, Цахвоа, Челипси, Псеашхо Северный, Чугуш

И непременно Чугуш — я ж коллекционирую его виды))

Чугуш

А внизу лежит озеро Небесное — одно из моих открытий в этом походе. Сверху оно выглядело как-то невразумительно, и мне показалось, что берега у него скучные.

Озеро Небесное (хребет Алоус)

Мы стали спускаться к озеру.

И оно нам понравилось!

Айсберги маленькие, но самые настоящие)) Интересно смотреть, какая большая часть у них под водой скрыта по сравнению с надводной. А вода на этой фотографии похожа на то, как выглядит море с самолета.

Озеро Небесное (хребет Алоус)

Тут хорошо видно, откуда мы спустились (над этим местом висит облако):

Озеро Небесное (хребет Алоус), вид на перевал Грозовой

Теперь нам нужно было спуститься в долину Челипси.

Долина Челипси (вид с хребта Алоус)

Про этот спуск мы ничего ни от кого не слышали, ни хорошего, ни плохого. А он оказался чудесный просто!

Тропинка среди рододендронов была явно звериная, но хорошо натоптанная, спускалась не круто, идти было очень приятно. В одном месте мы не выдержали, скинули рюкзаки, чтобы выпить воды из красивейшего ручейка. Он тек с маленького холмика, на котором среди цветов была ровная площадка, с краю росли карликовые березы, и было там до того круто, что мы поставили точку в навигаторе и теперь мечтаем переночевать там. Желательно осенью. Потому что среди рододендронов там полно черники — пока она, увы, только краснела, а не чернела:)

Потом был спуск через пихтовый лес, тропы там были очень фрагментарные, но кое-какие были.

Долина Челипси

И потом «любимое» высокотравье:) Вот так выглядит долина Челипси:

Вот другое фото, где на переднем плане разбросаны, словно карандаши, огромные стволы деревьев.

Места были какие-то очень медвежьи))) Так они ощущались) И Митя на самом деле встретил медведя, когда ходил в разведку — его попа мелькнула в кустах и поспешно скрылась.

В разведку Митя ходил, чтобы найти домик, упомянутый в каком-то отчете из махровых 60х годов. Там группа ходила три недели, и умудрилась посетить и эти места, и Кардывач, и Имеретинские озера… Этот домик они называли «лагерь Старый Алоус». С тех пор его, конечно, обновили. Описания, как его найти, у нас были довольно смутные, но дело не в них: ни один домик, по-моему, не был еще так тщательно запрятан! Но Митя отыскал тропу к нему. Она поднимается вверх, в лес.

Лагерь Старый Алоус

Рядом с домом валяется шифер, клеенка, внутри оставлены инструменты, говорящие о том, что его пытались подремонтировать, но когда это делали и почему остановились — непонятно.

В общем, не очень-то он уютный, внутри здоровый, но замусоренный. Рядом на пеньке нашлись рога:

Мы там переночевали, тк поесть за столом и поспать под крышей все равно неплохо.

4 комментария

• Рома

Красота. Молодцы:)
    А мы вышли к канатке в сентябре ближе к вечеру, представьте какого оно было идти еще пешком до самой поляны, после недели в горах:)

• Андрей Lozhkin

Потрясающе,еще не читал про это путешествие!

• Игорь

Вот и у меня такая хрень была. По заповеднику шли неделю — вполне чистый был. Как только на олимпийскую стройку вышел, так по уши в грязь вез.

Вообще молодцы ребята. Очень круто.