Учет тура и серны на хребте Алоус

(1-8 июля 2011)

День 4: спуск к озеру Ачипста, ночевка в долине р. Ачипста

В шесть утра Митя и Вустер выспались и пошли гулять.  А я еще поспала. Хотя мне пришлось высунуться из палатки и посмотреть наверх, на Старый Алоус: там праздновали утро туры, они вставали на задние лапы, прыгали друг на друга и всячески дурачились. Нам было видно только семерых.

Озеро наше за ночь покрылось сплошной коркой льда. (При этом нам все равно спалось очень тепло, даже жарко — всю ночь палатка была открыта).

Утреннее озеро подо льдом (хребет Алоус, Кавказский Заповедник)

А вот наша палаточка:

Лагерь на озере Тихое (хребет Алоус, Кавказский Заповедник)

День обещал быть ясным. Я в который раз забываю поляризационный фильтр. Такое пронзительно-ясное утро в альпике всегда как торжествующая победная песня (хотя тишина в безветрии как раз стоит оглушительная).

Хребет Кочерга (Кавказский Заповедник)

Вустик оглядывает окрестности:

И серна тоже:

Митя сходил погулять траверсом по восточным склонам хребта и встретил там самое большое стадо серн за весь поход — 40 особей. И еще 5 туров.

В этот раз мы спускались к озеру Ачипста по-другому, чем в прошлом году. Мы пошли траверсом по головокружительным козьим тропкам, пока не увидели озеро.

Долина реки Ачипста, озеро Ачипста, хребет Кочерга и хребет Алоус

Тут мы сняли долину, чтобы видно было, как река впадает в озеро, но из него будто бы ничего не вытекает: здесь дорогу реке когда-то преградили лавины, она образовала огромную запруду-озеро, а река стала течь дальше под камнями, под землей, и на карте обозначена пунктиром. И только с левого краю кадра, среди сосен, можно увидеть белую змейку реки — там она выходит на поверхность.

ВИд на долину Ачипста с хребта Алоус. Внизу озеро Ачипста, напротив - хребет Кочерга

После этого нужно пройти дальше, к соснам, растущим прямо над озером. Вид там отличный. Фото сквозь эти сосны мы видели в книге Ефремова «В стране горных озер». Мы тоже поснимали.

Озеро Ачипста

А тут Митя ушел в разведку вниз, а мне даже вставать не было сил, и все равно не удержалась еще раз сфотографировать, не вставая с рюкзака:

По пути встретили медведя. Он стоял на камне и четко выделялся на фоне зеленого склона. Это был бы отличный кадр! Нужный объектив был у меня на фотоаппарате… Но Вустер…этот дебил бросился к медведю, как к желанному другу))) Митя, конечно, и без меня справился бы с криками «Вустер, стой! Вустик, иди сюда!», но я не могла думать о фотографировании, пока не отзову нашего придурка. Медведь тем временем, конечно, дал деру.  Вустер все-таки понял, что хозяева не будут так надрываться по пустякам, и преследование прекратил. Хватило ума!:)

Вот уже озеро совсем, казалось бы, близко! Но еще надо продраться через проклятую траву в рост человека, без троп, с валяющимися повсеместно в траве камнями, о которые так приятно спотыкаться.

Озеро Ачипста

Мы хотели пообедать на берегу озера, но пришлось обойти его и остановиться на берегу реки Ачипста, недалеко от ее впадения в озеро, там был маааленький пляжик из гальки. Это единственное место, где можно нормально посидеть! Я лишний раз поразилась дикости этого места. Озеро великолепно, чтобы смотреть на него сверху. Невозможно оторвать глаз от невероятного цвета воды, от всех его изгибов, от островка, от разлапистой дельты реки. Но жить на его берегах не так уж радостно! Даже просто проход по берегу отнимает кучу сил. По еле-еле заметной звериной тропке нужно шагать аккуратно, потому что она проходит по самому краешку, и можно оступиться в воду, продираясь сквозь заросли порою выше роста.  Кстати, мы не пробовали обходить озеро с другой стороны, со стороны хребта Алоус. Но там, наверное, не лучше обстоят дела!

Фотографий озера с берегов было полно в прошлом году, и лучше в этот раз было уже не снять, тк то было утро, а сейчас солнце клонилось к вечеру. Я только сфотографировала реку на север:

Река Ачипста

и на юг, куда мы направлялись:

По пути сделали привальчик:

Наша цель на сегодня была — истоки Ачипсты, где широкий амфитеатр Челипси со ступенями водопадов замыкает долину. Подойти прямо к водопадам цели не было, нас устраивало любое ровное место после того, как закончатся лопухи и начнется альпийская короткая травка. И мы нашли такое место не доходя метров 800 до первых водопадов.

Водопады в долине реки Ачипста (ледник Челипси)

Камни там были разложены очень удобно: мы нашли большой ровный «столик», а рядом с ним две «табуретки» поменьше. Место под палатку ровное, и река рядом. К этому моменту мы устали таскать рюкзаки и решили остаться здесь на две ночи, а завтра гулять налегке.

4 комментария

• Рома

Красота. Молодцы:)
    А мы вышли к канатке в сентябре ближе к вечеру, представьте какого оно было идти еще пешком до самой поляны, после недели в горах:)

• Андрей Lozhkin

Потрясающе,еще не читал про это путешествие!

• Игорь

Вот и у меня такая хрень была. По заповеднику шли неделю — вполне чистый был. Как только на олимпийскую стройку вышел, так по уши в грязь вез.

Вообще молодцы ребята. Очень круто.