Учет оленей на хребте Алоус

(27.09 - 4.10 2014)

Озеро, где мы ночевали в позапрошлую ночь, когда дул жуткий ветер и берега были все засыпаны снегом. За два дня снег растаял, но ветер так и не прекратился.

Поэтому, несмотря на яркое солнце, на привале мне пришлось укутаться как следует:)

Наверху, где шли мы, было солнечно, а ниже в долины наползали облака.

Тут видно, как с Вустера ветром шерсть сдувает:)

Березовые рощи здесь в этом году не радуют золотым цветом, они скорее выжженно-бурые:(

Озеро Ходжибий. Мы его до этого видели только сверху с вершины Алоуса, было очень интересно поближе взглянуть. Здесь снег за прошедшие солнечные дни не растаял.

Вустик пьет из озера

А еще в северном цирке горы Ходжибий, между озерами Ходжибий и Ходжибий Западное Митя разведал маленькое озерцо, которого нет на картах. Можно назвать его Ходжибий Северное.

Следующая остановка — озеро Алоус. Здесь не было ветра! Здесь царила абсолютная тишина…

На камне около озера появилась новая табличка

Заходящее солнце косыми лучами освещало озеро и делало траву золотистой. Нам захотелось остаться здесь до утра. Так неохота было спускаться вниз, во влажный туман, который нас там ждал. Но мы перебороли себя: солнце скоро сядет и здесь станет так же темно и холодно:)

(А вот как здесь было в прошлом году в те же самые дни:))

Идем дальше. Вернее, никак не начнем свой спуск вот в это:)

Это уже внизу. Путь через лес.

Туман — волшебное состояние природы, это всем известно. Влажная тишина обостряет звуки… В одном месте мы разминулись со стадом зубров, оно прогрохотало так близко от нас, что земля тряслась под ногами, но мы их не видели. А они, конечно же, заранее нас учуяли. А пока я тут увлеченно позировала, мимо протопало деловое семейство кабанов, которых мы заметили в последний момент:)

Вообще-то времени у нас оставалось до темноты очень мало. Нужно было дойти до домика в Мастаканской долине (того самого, в котором мы в первой части не стали ночевать из-за перенаселенности:) Поэтому дальше мы шагали очень-очень быстро. Запомнился путь по долине, когда уже до домика оставался всего километр. Стемнело, но фонари мы пока не включали. И рев какого-то одинокого оленя сопровождал нас в этом холодном и влажном ночном тумане.

Последний день — сегодня мы спускаемся домой! Ну в смысле, на кордон Черноречье, к нашей машине:) Очень запомнилось это утро: холодное, ясное и свежее. Алоус:

Джуга

Мастаканская долина под нами, а вдалеке видна долина Ачипсты с голубым пятнышком — озером Ачипста.

Пока мы поднялись на перевал Трю, стало совсем тепло. Отсюда нам оставалось взять и спуститься домой! К темноте приехали бы уже в Краснодар. Но нельзя просто так взять и пройти мимо хреба Скирда:) Мы бросили рюкзаки и отправились на небольшую прогулку, километров 15 в оба конца:)))

И мы были вознаграждены! Во-первых, вот таким видом на Эльбрус. Расстояние — около 175 км по прямой.

Во-вторых, первый раз в жизни встретили в заповеднике лисичку!:) Она очень смешно прыгала — явно ловила мышек. Но близко к себе не подпустила, очень осторожный зверь. Поэтому фото только такие:

В-третьих, набрели на стадо молодых туров, с которым провели целый час!! Они были ну очень любопытные, поэтому немножко отбегали, а потом останавливались и снова смотрели и даже пытались подходить ближе.

Вот этот, с обломанным рогом, был особенно наглый:) Когда остальная компания отбегала назад, он оставался на месте, смотрел на нас и оглядывался на своих, мол, трусы, смотрите, как надо!:)

Другие кучковались по двое-трое.

Такие "пацаны с района":))

Ну и в-четвертых, то, зачем мы шли — оконечность хребта Скирда. Мы здесь были до этого, я один раз, а Митя — два, и каждый раз тут показывали театр облаков, поднимающихся снизу, вырывающихся изо всех щелей и живописно окутывающих скалы. Но без облаков тоже хотелось сюда попасть хоть разок!:)

Скальный останец Часовой — в длинном тулупе и остроконечном шлеме, ну очень антропоморфная штуковина! Черкесы его называли Джахалипш и считали духом, охраняющим эти места. А название Часовой закрепилось между егерями и охотниками Кубанской охоты, и так дошло до наших дней.

Высота Часового около 18 м. Вот вся конструкция целиком. Скалы над Часовым возвышаются на 80 метров, а обрывы под ним достигают 250 метров в высоту.

Фото со мной наверху для масштаба (красная точечка:)

А это я оттуда сверху фотографирую Митю и Вустера, их обоих можно увидеть на снимке:

Похожая на слоеный пирог Красная скала:

Плато "Рорайма" и Мертвая скала за ним. "Мертвая скала" — тоже название времен Кубанской охоты: южные склоны скалистые и безжизненные, на травянистых поясах между ярусами скал находится много мертвого и горелого леса.

Название Рорайма предложено в 2002 году сочинским спелеологом В.А. Исаевым в честь знаменитого одноименного плато в Южной Америке. Площадь ее ровной, как стол, верхушки — 1,6 км².

Назад к рюкзакам пришлось возвращаться прям бегом. И дальше к домику под Ятыргвартой тоже. Мы долго гуляли, и уже не рассчитывали до темноты спуститься к кордону, но хотелось все же не слишком задержаться. Сумерки сгущались прямо на глазах. По пути мы застали активный вечерний рев оленей — такое впечатление, что здесь он дольше длится, чем в других районах этого участка, потому что в прошлом году после сильных снегопадов тоже кругом олени позамолкали, а здесь ревели как ни в чем не бывало. На всякий случай посчитали тут всех, кого слышали и видели. Снова видели дерущуюся пару самцов, жаль, что далеко. Вот этот олень стал последним снимком, сделанным в походе — дальше уже стемнело:)

Мимо домика мы прошли в аккурат с наступлением темноты и вступили в лес, где пришлось сразу зажечь фонари. Похвалила себя за незабытые запасные батарейки!:) Хорошо, что там тропа широкая, маркированная и знакомая. Скатились вниз часа за полтора и поехали домой. Отличный получился поход и надолго запомнится.

9 комментариев

• Сергей

Отчет понравился! Молодой тур, с обломанным рогом — имеет задатки лидера))И один рог не помеха им стать))

• Комнатный Михаил

Здравствуйте ребята!
    Огромное спасибо за такой сайт.
    С удовольствием посмотрел и почитал
    Ваши отчеты и статьи.
    Отдельное спасибо за Вашу библиотеку.
    Когда я рассказал Лозовому С.П. о собранной Вами литературе, он был немного удивлен.
    Можно ли ссылаться на Вашу библиотеку?
    И как это правильно сделать?
    И хотелось бы чтоб на сайте был еще раздел «О нас».
    С уважением!
    Комнатный Михаил.

• Здравствуйте, Михаил. Спасибо вам за добрые слова. Насчет библиотеки — конечно ссылайтесь, как вам будет удобно. Мв рады, что она оказывается полезной стольким людям, когда мы все это затевали, то даже и помыслить не могли о таком большом количестве откликов на библиотеку…

Раздел «О нас» когда-нибудь на сайте появится. Когда будет, что о себе рассказать))

P.S. У нас с С.П. Лозовым есть один общий знакомый — Игорь Бутвин, он раньше много общался с Сергеем Павловичем, ездил с ним на полевые и пользовался редкими изданиями из его личной краеведческой библиотеки…

• Оксана

Огромное спасибо за сайт! Днем читать нет времени, а вот ночью ложусь спать часов до 3 ночи читаю. Утром не выспавшаяся, но с такими впечатлениями встаю! Сегодня вечером приклекла к просмотру фоток 4-летнюю дочурку. Ее комментарий к каждой фотке- хочу сюда! Поехали!

• Аня

Оксана, спасибо Вам, что читаете и делитесь своими впечатлениями! Это приятно:)

• Андрей Lozhkin

Только 5+!Как всегда)С Новым 2015г!Ждем продолжения ваших увлекательных путешествий в Новом Году!

• Александр

Добрый день! Эти места входят в какой-нибудь маршрут или они только для избранных?)