Чертовы ворота – Джуга – Уруштен – Тыбга

10-17 июня 2012

День 7: Подъем на Тыбгу и переход в домик на 11 км; день 8: спуск в Гузерипль

Я слышала, что восхождения лучше планировать на первую половину похода по возможности. У нас они получились во второй. Кажется, накопленная усталость давала о себе знать:) В этот день мы встали пораньше, потому что погода не очень располагала к подъемам на вершины, и лишние полчаса могли оказаться критичными.

Лагерь Туровый в утреннем свете:

Тыбга — впереди (точнее, тут видна не сама вершина, но почти) Расстояние от домика — 6 км, и километр вверх.

О чем они думают, когда так замирают над обрывом? Ощущают ли они простор? Свободу? Пусть не так, как мы, но, может, как-то по своему?

Ну и Митя тоже на фоне Джемарука, за компанию :)

На этом этапе гребень поросший травой и идти по нему несложно. Мы поторапливались.

Отсюда хорошо было видно ледник Джемарук

и выглянуло вдалеке Тыбгинское озеро

На 500 метров поднялись без остановки — по моему выражению лица чувствуется необходимость посидеть))

Вустик разок сбегал за турами и забил. Отдыхает. (Он и вчера полдня проспал и от домика вообще никуда не отходил:)

Дальше гребень становится каменистым и разрушенным.

Породы, из которых он сложен, не такие, как уруштенские сланцы, но тоже какие-то слоистые, иногда неподвижный на вид камень двигается, когда за него берешься рукой или ставишь ногу. Это нервирует, тем более, что гребень узкий (на мой вкус:)

Вершина видна слева — можно различить триангуляр.

Не помню, сколько таких скал, как та, что за Вустером, мы перелезли или обошли, но они реально достали!:) Вроде логичнее обходить их траверсом, но не всегда получается, кроме того, если я что и ненавижу от всей души, то это ходить траверсом по поверхности, которая сыплется и едет под ногами!

Погода стремительно портится, вдалеке начинает ворчать гром.

Я дошла до предвершины (какое-то из самых высоких нагромождений камней) и решила остаться там, подождать Митю. Грозу тут застать очень не хотелось! А его скорость передвижения по такому рельефу в разы больше моей. Вустер тоже остался, не заставил себя уговаривать. Мы с ним проводили глазами синюю точку-Митю, увидели, как она минут через 15 достигла вершины, где ее закрыли зловещие облака… И стали спускаться обратно.

Вершина

Вид на «ту сторону» — Тыбгинский ледник

Путь по гребню к вершине

Долина реки Безымянки и оба отрога Тыбги. Справа — по которому мы шли. Слева — тоже можно подняться и, говорят, немного проще, чем тут. Но от домика к нему пришлось бы переходить речку.

Забавная плита на вершине — 30 лет городу Адыгейску :)

Спускался Митя, наверное, бегом, потому что догнал нас с Вустиком очень быстро. Полнеба заволокло тучами и гремело уже совсем рядом. Мы как могли быстро возвращались обратно по разрушенному гребню. Погода смилостивилась над нами и позволила нам дойти до менее сложной, травянистой его части до того, как пошел дождь, посыпал град и подул жуткий, просто ужасно сильный ветер.

Дальше наше спуск напоминал бегство в буквальном смысле.  А надо сказать, что с утра мы как бы ожидали, что может пойти дождь, но надеялись, что попозже…и куртки не взяли, очень лень было тащить. Я, наверное, первый раз промокла в походе, вот прямо так, чтобы второй свитер пригодился в качестве запасного сухого, а не как дополнительный слой тепла. Обычно как-то гортекс спасает :)

(Да, чуть не забыла написать, что пока спускались, встретили медведя, который сидел на склоне тыбги и мирно мок под ливнем. Не знаю, зачем:) Вустер к нему ринулся, медведь, слава богу, убежал, но это доставило нам пару нервных моментов!)

В общем, мне очень интересно, за сколько мы сбежали вниз, надо посмотреть по треку. В домике не было сухих дров, да и черт с ней, с печкой. У нас было два-три часа лишнего времени после такого стремительного возвращения. Переодевшись в сухое, мы выпили по кружке чаю, потом добавили по пакетику тера-флю на всякий случай (а меня лично морозило), закутались в спальники и уснули.

Проснулись бодрые, как ни в чем ни бывало. Ну почти, учитывая, что это седьмой день похода. Митя поднялся-таки на свою Тыбгу, куда ему сильно приспичило!:)) Я, можно сказать, почти тоже — такие мелочи как сто метров до триангуляра могут меня волновать, но не в надвигающуюся грозу:)

Все наши планы были завершены, оставалось переместиться в домик на 11 км, откуда мы завтра будем спускаться в Гузерипль. Это была приятнейшая 2,5-часовая прогулка в закатном свете, с легким ветерком, по прохладным, промытым грозой лугам пастбища Абаго. И никакого больше набора высоты:)

Митя c Вустом на фоне Тыбги

Гора Экспедиция справа, слева вдалеке — Джуга

Тыбга и хребет Безводный

Солнце уже зашло и опускаются сумерки, но мы почти пришли.

Домик на 11 км, который мне не понравился в ноябре из-за холодной печки, летом оказался прекрасен! Мы позаимствовали там лука, чтобы украсить нашу гречку, на этом ужин был исчерпан и большего мы не хотели))

Следующий, восьмой день, был единственным, когда мы встали реально рано. В шесть утра мы уже двинулись в путь. На прощание сфотографировав рассвет.

Такой вид из домика открывался утром в конце ноября:

А такой сейчас.

Мы спускались в Гузерипль (11 км, как можно догадаться из названия домика) и вспоминали этот рассвет. Через несколько часов, в жарком, душном городе мы будем говорить: «А мы утром проснулись на Абаго! — Ооо! — Дааа!»))

Для справки: автобус из Гузерипля в Майкоп выехал в 9-20. Остановка прямо рядом с кордоном заповедника. Перед походом мы звонили на автовокзал Майкопа, чтобы узнать расписание. Там нас послали в Гузерипль, Гузерипльская автостанция пыталась послать обратно в Майкоп, но в итоге разродилась чем-то вроде «ну примерно в 10-45…» Хорошо, что мы на всякий случай вышли пораньше! Автобус этот почти единственный в сутки (еще один идет около 7 утра), но если пораньше спуститься, то удобно.

Вот и все! Очень насыщенный впечатлениями получился поход. Спасибо Мите за продуманный маршрут!

(И Вустеру, за то, что нес мою еду:)

3 комментария

• yvar

спасибо за фотку записки, теперь у меня есть доказательство :)
    хороший отчёт, только вот многим будет жуть как завидно :)

• Спасибо, ребята! Очень интересный и содержательный отчет! Собираемся тоже выбираться в те места.