Чертовы ворота – Джуга – Уруштен – Тыбга

10-17 июня 2012

День 3: Бамбакские озера-озеро Джугское

Третий день начался с подъема на перевал Бамбакский. В перечне перевалов он почему-то значится как 1А, но непонятно, где там 1А, мы туда очень быстро поднялись и даже не запыхались. И вот перед нами такой вид!

Весь массив Джуги, который мы так часто в своих походах видели издалека, оказался совсем рядом, как на ладони, не отделенный от нас ничем, кроме долины реки Челипсы.

На перевале мы нашли прошлогоднюю записку украинского турклуба «Обрий». Мы, как всегда, не взяли с собой ни карандаша, ни ручки, поэтому свои записки писать было нечем, так что чужие мы только фотографировали, но не снимали:)

Рядом находился перевал Челипсинский — на фото он справа.

Мы оставили рюкзаки и сходили на него, посмотреть оттуда на долину Челипсы.

Внизу видны Челипсинские озера. Сейчас в них воды совсем немного, и много грязного снега. Мы на фото у Саши Перевозова (alex_perevozov) видели их в более красивом состоянии:)

С этого перевала мы решили сходить еще на вершину Малый Бамбак, которая была совсем рядом. По пути еще разок полюбовались на Чертовы Ворота и Тхач

и на окрестные панорамы.

Джемарук

Тыбга

Гора Воробьева с перевалами Воробьева и Снежным

Большой Бамбак — напротив Малого, с которого мы смотрим

А это озеро, на которое мы вчера поднимались на закате. Вдалеке мы увидели пасущихся зубров, но слишком далеко, чтобы фотографировать.

Вернувшись на перевал, мы начали постепенно спускаться в долину Челипсы, продвигаясь траверсом.

Одно из Челипсинских озеро поближе:

Вообще нормально, что есть у нас реки Челипси, Челипсы — и еще Чилипси в Туапсинском районе? Понятно, что это все одно и то же название с разной транскрипцией, так хоть как-то можно в них не запутаться! Ковешников пишет, что по наиболее достоверной версии оно состоит из слов «чылы» — шатер и «псын» — родник, и интерпретирует его как «родник под шатром снежников и ледников на вершине». Но это подходит для вершины Челипси, на которой есть ледник.

Короче говоря, сложная наука — топонимика, местами по точности она напоминает астрологию))) а в нашем заповеднике, где в названиях произошел стык адыгейских корней с абхазскими, вообще труба!:)

Долина Челипсы — мы продолжаем идти траверсом, пока не спускаясь к самой реке.

Очень живописные скалы по пути

Фото перед спуском к реке

На спуске я первый раз обратила внимание на очень красивые ирисы, которых раньше не встречала, наверное, потому, что не ходила в таких местах в июне. А тут их было много-много!

Реку мы перешли по снежному мосту и нашли звериную тропку наверх. Тропа удобно поднимается и достаточно широкая, хотя и нужно кое-где перелазить через камни и рододендроны. Когда вышли на альпику, пообедали у ручья. Здесь на переднем плане виден этот ручей. А вдалеке справа перевал Челипсинский, откуда-то оттуда мы только что пришли…

Поднявшись еще выше, мы обогнули отрог Джуги и увидели перед собой во всем разнообразии Скирду, Красную скалу, Мертвую скалу, каньон Уруштена и весь прочий мир розового камня и зеленой травы, который нам так полюбился в прошлых походах. И леса!! Монументальные пихтовые леса!

А эти залитые солнцем поляны — путь к метеостанции Джуга, спрятанной где-то слева за деревьями. Там вахтовым методом постоянно дежурят ученые.

На этом этапе ноги начали сильно болеть, потому что хуже нет, чем ходить траверсом!  Поэтому — очень выразительные фото)) Если приглядеться, надо мной можно разглядеть МУХ. Они на самом деле сопровождали нас ПОСТОЯННО, кроме ночи, т.к. ветра практически не было, и я все думала, что распишу их во всех подробностях, а вот сейчас, если бы не фотография, то не вспомнила бы. Досадные мелочи быстро забываются.

Несмотря на усталость, помню завет «где передний план?!» и пытаюсь украсить рододендронами Алоус вдалеке :)

Но Митя отбирает у меня фотоаппарат, потому что мы уже почти подошли к озеру и он хочет сфотографировать хозяев, прежде, чем мы их потревожим.

Из-за нас им, конечно, пришлось убраться, и мне было откровенно неловко! Пришли такие незваные гости и помешали. Но с другой стороны, мы же с ними имеем равные права на озеро Джуга!:)

Вот и оно! На берегу видна наша палатка.

Это Митя, конечно, сфотографировал позднее, когда мы уже поужинали и отдохнули. Мне отдыха было мало, поэтому я углубилась в книжку и с ним не пошла. Не смогла)) Примечательно, что не пошел и Вустик! Он перед этим, пока мы гоняли чаи, несколько раз бегал навещать туров и серн, поэтому тоже решил воздержаться.

Озеро Джугское — самое глубокое в заповеднике. Его глубина ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ метров! Невозможно это представить, когда смотришь на воду.

Нам еще повезло, что май и июнь такие жаркие. На фото у Владимира Грузинова мы видели озеро примерно в эти же числа полностью подо льдом:

У нас же подо льдом — только половина. Но к утру тонкой коркой льда покрылось все озеро, и чтобы набрать воды, нужно было разбить лед кружкой сначала.

Наверху Митя встретил молодого оленя. Я не знаю точно, какого он возраста, сужу по рогам.

Немного закатных видов.

Уруштен

Псеашхо

Пока Митя вернулся, я успела устать отдыхать и задуматься о покупке раций, тк его не было довольно долго.  Вустик поднимал голову, нюхал воздух и вздыхал — то ли по хозяину скучал, то ли по турам:) Но наконец, все были в сборе. Это была самая холодная ночевка, но мы не замерзли, а просто пришлось надеть на себя все слои.

3 комментария

• yvar

спасибо за фотку записки, теперь у меня есть доказательство :)
    хороший отчёт, только вот многим будет жуть как завидно :)

• Спасибо, ребята! Очень интересный и содержательный отчет! Собираемся тоже выбираться в те места.