Чертовы ворота – Джуга – Уруштен – Тыбга

10-17 июня 2012

День 4: Озеро Джугское-Аспидный хребет

Этот день был, наверное, самым легким: мы раньше всего пришли на следующую стоянку и долго отдыхали.

С утра пораньше, пока мы завтракали, туры пришли на нас пялиться со скалы над озером напротив.  Мы поднялись на седловинку над озером, которую Игорь Бутвин назвал перевалом Шильдера. Уже не упоминаю, что утро было ясным, мы избаловались, привыкли и поверили, что так будет всегда:) Сверху немедленно открылись отличные виды, которые скрасили наш подъем с рюкзаками на 400 метров, так что мы даже не заметили, как поднялись.

Мы снова встретили туров, уже, скорее всего, других.

Паршивое фото, но тут видно, как они кусками линяют)))

Мы прошли по гребню Джуги до того места, где к ней примыкает Аспидный хребет. Там мы оставили рюкзаки и предприняли попытку дойти до вершины. Гребень очень интересный, и виды оттуда потрясающие.

Очередной вид на Чертовы Ворота

Иногда приходилось перелезать через такие штуки

Путь был богат на животных. Снова олень. Вроде не вчерашний — у этого рога побольше.

Серны совсем близко! Я хоть разглядела, какие они. А то серна до этого всегда была такой маскирующейся под рельеф точкой, что свистит где-то сверху:)

Разве не симпатичные попы у них?))

А это турихи. Ретируются.

Еще мы встретили медведицу с двумя медвежатами! Первый раз в жизни увидели медвежат! Причем она была очень близко от меня, Митя мне сигнализировал что-то, я думала — «фотографируй кого-то скорее», а он имел в виду — «уходи скорее»)) Я оглянулась и увидела их, но пока доставала фотоаппарат, они хрюкнули и в один момент исчезли среди скал.

Вот вершина.

До нее оставалось метров 800, но нужно было перелазить через очень много разной фигни. Мы поняли, что выбрали неоптимальный путь подъема и решили, что нам достаточно и так. Хотелось именно побывать на гребне Джуги, который, словно спинка дракона, так манил к себе отовсюду, откуда мы видели его издалека: с Оштена, с Тхача, с Алоуса, со Скирды… И вот мы на нем! И виды отсюда какие! Поэтому мы не очень расстроились, что не дошли до триангуляра, поставленного на самой высокой «чешуйке дракона».

Вернувшись к рюкзакам, мы стали спускаться на Аспидный перевал. Так выглядит отсюда вершина Джуги, где-то здесь и надо на нее подниматься.

Вид на Псеашхо — массив всегда можно опознать по торчащей слева отдельной скале-жандарму — Башне Тарчевского.

На этом моменте стало так жарко и душно, что у нас, кажется, случился небольшой тепловой удар у всех троих. Позже мы узнали, что в Краснодаре эти дни были самыми жаркими за 150 лет. Неудивительно, что и в горах нас припекало! Мы остановились на Аспидном перевале, и Митя нашел в себе силы спуститься вниз к ручью за водой. Мне же было прямо реально плохо. Но пока мы сидели — буквально минут двадцать — небо затянуло спасительными тучами и подул ветер. Мы бы не возражали против дождя, но он так и не пошел.

На перевале стоит памятник Котову и Вишневскому.

На памятнике написано:

«Здесь 12 апреля 1970 г. трагически погибли, исполняя свой служебный долг, научный сотрудник Кавказского заповедника Владислав Андреевич Котов и лаборант Александр Вадимович Вишневский.Горы взяли тех, кто любил их.»

Котов внес огромный вклад в изучение высокогорных копытных, в особенности тура. Погибли они в лавине, здесь, на хребте Аспидном.

С перевала мы пошли дальше по хребту, ожидая дождя из суровых нависших над Джугой туч и размышляя, где бы переночевать. Дело в том, что на следующий день мы хотели подняться на вершину Уруштена, а потом уйти в лагерь Сенной. Уруштен был таким ответвлением в сторону от нашего пути, поэтому далеко сегодня уходить отсюда нам смысла не было. Хотелось заночевать прямо на хребте, чтобы вечер и утро сопровождались по сложившейся традиции красивыми видами. Сдувающий остатки теплового удара ветер мог усилиться, но ничего — палатку новую испытаем:) Оставалось найти воду. Вернее, воду мы найти и не ожидали, нам нужен был удобный снежник рядом с ровным местом. И мы нашли такое место, оно оказалось неожиданно, пожалуй, самой классной стоянкой во всем походе!

Расположенные рядом камни как нельзя лучше подходили для любования закатом и чтения книжки, каждый из нас нашел себе в них нечто вроде «кресла»:)

Мы назвали нашу стоянку «Оленьи камни», потому что оленей там было — куда ни плюнь!

И закат был хорош. Мы сидели в такой тихой, мирной, немного сырой и влажной тишие и смотрели театр облаков.

Гигантский облачный кулак:)

А это же Ежик в Тумане!! Справа! Ну вылитый))

Чугуш, Джемарук и Тыбга

Самолет

Уруштен — наш завтрашний путь.

Черным кружком я обвела солонец — на нем паслось множество зубров. Нам захотелось к ним спуститься, но эти 350 метров высоты нам завтра и так придется сначала сбрасывать, а потом обратно набирать, возвращаясь к палатке с вершины. Мы понадеялись, что до завтра зубры никуда не денутся и легли спать. Новую палатку мы честно укрепили оттяжками, но ветер совсем стих, не дав нам провести испытаний:)

3 комментария

• yvar

спасибо за фотку записки, теперь у меня есть доказательство :)
    хороший отчёт, только вот многим будет жуть как завидно :)

• Спасибо, ребята! Очень интересный и содержательный отчет! Собираемся тоже выбираться в те места.