Имеретинка– Инпси– Кардывач

(6-14 октября 2010)

День 3: Имеретинский домик — Большое Юхинское озеро

В общем, начало похода выдалось у нас довольно вялое:) Надо было взять себя в руки и покинуть домик. Ох как трудно было решиться, собрать рюкзаки и отправиться туда, наверх, в холод, туман и сырость. Честно говоря, были мысли плюнуть на все и пойти обратно на кордон! Но мы знали, что потом стали бы жалеть:)

В домике сдуру забыли ледоруб! Так и остался он там висеть на гвоздике. Может быть, судьба еще поможет ему вернуться к нам?:)

Как только начали подниматься, погода чуточку наладилась и даже ненадолго выглянуло солнце. Мы знали, что с Юхинского озера спускаются прямо к домику, но как именно — нам предстояло отыскать. Митя сумел нащупать комбинацию из разных звериных тропок и мы постепенно выбрались наверх из зоны леса. Устали, конечно: подъем через лес очень крутой.

На привале нас ждала награда: в одном месте были собраны брусника, черника, черника кавказская — первый раз ее тут пробовали! -и красная смородина, очень спелая, нельзя сорвать, не раздавив, и от этого избытка спелости почему-то с привкусом хурмы:)

И открылся вот такой хороший вид на гору Закан вдалеке.

Закан, долина р. Имеретинки

Дальше поднимались вдоль русла ручейка.

долина р. Имеретинки

Снег начал появляться медленно, но неизбежно.

Дело близилось к вечеру, а нам еще предстояло лезть и лезть. Конкретно через какую точку лучше было перевалить в цирк Юхинского озера, мы не знали. Наконец, Митя наметил седловинку и почему-то назвал ее перевалом Котопес:)) Решили, что название принимается:)

Когда уже никаких сил не осталось, мы, наконец, вылезли на гребень. Юхинское озеро лежало под нами, оставалось к нему спуститься.

озеро Цындышхо (Большое Юхинское)

В прошлом году мы были на озере Черном, но не успели подняться на озеро Сафронова, лежащее в цирке выше. Все ж хотели на него посмотреть. Вот, посмотрели примерно так: жуткий ветер, прямо сдувает с гребня, холодно, в небе клубятся разные зловещие облачные массы. «Вон озеро Сафронова!» — «Че??» — «Сафронова говорю, озеро!» — «Да вижу!»)) Я только сейчас вспоминаю, глядя на фото, что мы же еще Тихое и Безымянное вдалеке увидели. Вот куда никак не удается нам залезть. Но все впереди!

озеро Сафронова (Тайное)

Тем временем, на небе изобразилось даже какое-то подобие заката.

озеро Цындышхо (Большое Юхинское)

Мы пробрались траверсом туда, откуда склон был не такой крутой, и спустились к озеру (Юхинскому) практически на автопилоте:) Только успели поставить палатку, как опустилась темнота.

День 4: торчим на Большом Юхинском озере

Всю ночь шел мокрый снег, переходящий в дождь и обратно, и утром прекращаться не собирался. Кроме этого, дул сильный ветер. Вылезти из теплой уютной палаточки было выше наших сил, и мы остались спать. Кстати, первый раз ночевали на снегу. Меня раньше почему-то пугала эта идея. Оказалось — ничего особенного:) В который раз порадовались, что выбрали палатку с юбкой. Прижали ее снегом по периметру и ниоткуда не дуло.

Я в этот день никакими полезными действиями похвастаться не могу, а вот Митя, дождавшись, когда на время утихнут ветер и снегодождь, сходил на разведку наверх, посмотреть, как нам спускаться отсюда в долину Цахвоа, и поснимал озеро сверху.

озеро Цындышхо (Большое Юхинское)

Желтым кружком я обвела нашу палатку — для масштаба. Я только увидев озеро сверху, поняла, насколько оно здоровое!

Кроме этого Митя посмотрел издалека на озеро Лебедевой:

озеро Лебедевой

Озеро Ефремова не было видно. А вот облака заполнили долину Цахвоа, куда нам надо спускаться:

долина Цахвоа

На на закате небо немножко расчистилось, и озеро наше отразило кое-какие цвета:

озеро Цындышхо (Большое Юхинское)

Вот, это все фотографировал Митя. А я еще раз попробовала снять освещенную палатку:

Небо в этот момент было совершенно ясное, был виден млечный путь, по небу двигались спутники, упал метеор… Но мы не успели даже толком заснуть, как начался дождь, к часу ночи перешедший в совершенно безумную грозу. Молнии сверкали почти прямо над нами, гром гремел так, что казалось, началось землетрясение, короче, на высоте 2700 было все это вообще не прикольно. Мы, конечно, пожалели, что залипли здесь на вторую ночь и не спустились! В какой-то момент мне надоело вздрагивать от каждой вспышки, и я спрятала голову в спальник, чтобы не видеть молний. Полегчало! Но спать мы все равно не могли, ждали, когда это кончится. Гроза прошла, остался ливень. Такого наша палатка еще никогда не испытывала, но она все выдержала отлично, учитывая, что ее до этого уже почти сутки как чем-то постоянно поливало и посыпало.

День 5: Юхинское озеро — долина Цахвоа

К утру все затихло. Мы проснулись в тишине: никакого стука капель о палатку, никакого шелеста снега. Я захотела открыть свой вход, чтобы выглянуть наружу, но не тут-то было! Оказалось, что ночью снова похолодало и дождь перешел в снег. Но мы его не слышали, потому что палатка покрылась снежной коркой, и снег бесшумно ложился на снег. Ветер же дул постоянно с моей стороны, поэтому мою сторону палатки замело основательно. Мы даже не стали ее «откапывать»: собрали рюкзаки (о, мы усовершенствовали навык сбора рюкзака внутри палатки, потому что в этом походе наши сборы всегда сопровождались осадками!) и вытащили их через другой вход.

Небо смилостивилось над нами: снег перестал и ветер почти затих. У нас был шанс свалить отсюда вниз, и мы им поскорее воспользовались. Поднялись на гребень, где Митя вчера гулял на закате (снега было уже по колено), а там…туман, белая мгла, ничего не видно абсолютно. Куда и как спускаться, что там творится внизу, как далеко продвинулся снег за эту ночь? И тут вдруг перед нами все раз — и расчистилось, словно раздвинулись кулисы.

хребет Герцена (Цахвоа)

Мы увидели хребет Герцена и долину Цахвоа, и самое главное — что снега-то нужно пройти не так уж много. Там, внизу, желтела сухая трава, там были деревья в пожелтевшей и даже еще зеленой листве, там была по-прежнему осень. Мы за сутки так привыкли к «зиме», что успели об этом позабыть!

Стали спускаться, любуясь открывшейся слева Акарагвартой:

Акарагварта

И вот он, снегу конец!

долина Цахыоа

В балке отлично видны Воровские озера. Погода в этот момент так обнадежила нас, что мы даже подумали было: неужели удастся завтра к ним сходить?..

балка Пасечного (Воровская балка)

Но мы не знали, что этот, средний день нашего похода, будет самым ясным, единственным таким днем. Несколько часов солнца…подряд!

долина Цахвоа

Теперь перед нами был лес, через который нужно было спуститься. Мы планировали выйти к полуразрушенному домику на берегу реки Цахвоа, но были не прочь в принципе спуститься к реке, а там уже вдоль нее дойти, куда надо. (Однако, митины тропинкопоисковые инстинкты меня в очередной раз восхитили и мы вышли прямо к домику.) Лес не очень густой, но склон крутейший, пока не вышли на настоящую тропу (даже с маркировкой), было очень трудно спускаться. Сфотографировала противоположный склон по пути:

И, наконец, мы на месте! Домик в непригодном для ночевок состоянии, но сама полянка очень удобная.

На фото выше производится распитие напитков, причем напиток был у каждого свой. У меня был интеллигентный шоколадный ликер. У Мити был самогон «Баба Дуня» — уникальное зелье, которое где-то эксклюзивно добывают работники торгово-промышленной палаты))

Это был чудесный вечер! Мы отдыхали, мы пировали, мы разожгли костер просто так, для настроения и тепла.

И нам казалось, что жизнь прямо как-то налаживается…:) Это было…было…прямо почти как в прошлом году на Кардываче. Тихая осень… Мы насладились этим вечером как могли и легли спать. А утром…

43 комментария

• lexzag

Отличная «серебряная» осень :)
    А в остальном похоже все просто супер в прошлом году золото Кардывача, в этом снег и другие супер-озера — классно!

• Alexeich

!!!
    Что тут можно сказать? Отличный поход, хорошие фотографии и … зависть. Мы перед вами побывали частично в тех местах. Юхинское озеро видели без снега в хорошую погоду.

• Это мы вам завидовали!:) Смотрю фотографии на idunn-l.livejournal.com — столько озер, красота! Вообще места там, конечно, классные, очень хочется отдельно побродить в окрестностях Имеретинки, хоть целую неделю, и все посмотреть, но лучше в августе, чтобы с погодой не рисковать:)

• я восхищаюсь вами ребят!
    и искренне восхищаюсь тем как виртуозно вы владеете названиями мест, рек, гор и прочих местностей.
    фотографии потрясающие :)

• Мы втыкаем в карты долгими зимними вечерами!))) спасибо!

• Аня, фотки, отчет супер, первый раз на сайте! Огромное спасибо за «прогулку» по необыкновенным местам. Респект !!! Твой отчет решающе сыграл в выборе направления. Мы с выходом запоздали на Кардывач, т.е. с нами дети — боюсь рисковать, а в этот период и в 2009 тоже такая погода была. Очень много интересной информации у тебя на ссылках разных, спасибо ещё раз!

• Mery

Умнички! Засматриваюсь фотографиями Ани!

• митя

эх, как хочется обратно

• Каждый день, с утра, выйдя на улицу, посмотрев на жуткую погоду, я вспоминала про Вас. Молилась, что бы Вас не смыло, т.к. снег ещё не предполагала. Зато у Вас яркие впечатления останутся на всю жизнь. Красивые фото, интересный рассказ, большое спасибо!

• Замечательный отчет, не хватает только навигационных данных — трек, точки.

• naska

Аня! Потрясающие фото, впрочем как всегда! Водопады просто класс!!! В скайпе по тебе скучаем:)

• Привет Аня и Митя!
    Было приятно познакомиться на Кардываче!
    В зимней погоде есть тоже свое очарование … А Туапсе встретил нас масштабным наводнением!!!
    Всего самого наилучшего!!!

• Мы тоже были очень рады встрече! Это было просто волшебство какое-то: после тягот перевала и прочего спуститься к вашему уютному костру:) Про наводнения слышала в новостях, ужас :( погода всем дала жару!

• idunn_l

Блин, я только внимание обратила, балда:-)
    Аня, это туры:-) Серна вот она: http://pics.livejournal.com/idunn_l/pic/0017af08. Их часто в одинаковых местах можно встретить, а издали легко спутать (мы во время учёта иногда по нескольку раз проверяли:-)). Они не только внешне, но и поведением отличаются, как мы обратили внимание.
    А про непуганых туров на Имеретинке мы слышали от товарищей и егерей, но не застали их, увы.

• да, слушай, точно туры:))) Меня рожки у мелких смутили, а щас смотрю на папашу (на последнем фото), а там же ого рога!) А серн я только совсем издалека значит видела. Классное фото!

• Отчет интересный, красивые фотографии :)
    Но погода что-то этой осенью совсем не радует. Мы ходили в Мезмай, а там дожди постоянно льют, все красивые виды с гор затянуты туманом… Зато любовались полноводными водопадами :)

• Vetallkvn

Красивые фотоработы и отличный отчет.

• Отличные фото и написано легкочитаемо. Молодцы!

• Елена

Анюта и Митя! Вы действительно, как и запланировали, в 6 вечера, совершаете подвиг! Как жаль, что я уже не молода, и мне не под силу увидеть все своими глазами. Но греет одна мысль, ВЫ ЕСТЬ У НАС!!! Спасибо, что в теплой квартире можно прикоснуться к такой суровой, но не менее чарующей красоте!

• На Эльбрус она поднимается, и «уже не молода» при этом, вот так дела!!!:)) Нечего скромничать, прикоснемся еще вместе к красоте, только летом и в хорошую погоду!))

• Назир

У меня просто слов нет. Вы совершили подвиг. И очень умело его раскрыли людям. Браво!!!

• Ну ладно вам!))) Просто заупрямились и прошли маршрут несмотря на поганую погоду:) Главное, собака, через пару недель все растаяло! Вот же «повезло»:) Но с другой стороны, теперь вспоминать интересно!

Еще раз перечитал и в еще большем трансе. Окажись на вашем месте, у меня бы сердце от паники остановилось!

• Назир

Вообще не понимаю, как в октябре, за световой день, в таких условиях от Дамхорса до Кардывача (летом мне это с трудом дается) добраться, а потом еще за два передыха с Кардывача до Энгельмановых. Я вощбще реальность теряю!

• Давно хотел в тот район сходить, та то проблемы с погранцами (когда они на Закане стояли), то с егерями…

• Дмитрий

Анюта и Митя как с вами связаться? Хотим пройти почти по этому маршруту есть несколько вопросов. Мой скайп kynak13.

• Станислав

Привет ребят! Вопросик на засыпку — ходили через перевалы Пешеходный или Трудный с Имеретинской долины в долину Цахвоа? Планируем пройти в этом году есть вопросы.

• Андрей Lozhkin

Круто!Я восхищен вашими приключениями!Водопад в самом начале шикарный!Летом такой же мощный?

• Аня

да, он всегда мощный, летом даже больше, когда активное таяние снегов идет.

• Екатерина

Спасибо вам огромное за ваши отчеты и такие яркие фотографии. Благодаря вам мы недавно сходили на Тхач, теперь вы нас вдохновили на озеро Безмолвия.))