Большой Тхач

(12-14 июня 2009)

Наш поход состоялся, хотя мы сомневались до последнего — уж больно поганую обещали погоду. Конечно, не существует прогноза погоды на горе Тхач, но в окрестностях Майкопа, судя по предсказаниям, должно было поливать всю субботу и все воскресение. От солнечной же пятницы какой толк, если она вся тратится на подход к цели?

Но мы все равно поехали, и как-то нас с дождем, можно сказать, пронесло. Вокруг постоянно сгущались и расползались тучи, по ночам гремело и сверкало, но мы оставались сухими и чистыми:) Даже град размером с вишню застал нас в балагане Ветренном. Намокли только сегодня, когда спускались обратно, но это уже было не страшно.

Еще нам везло с людьми, встречавшимися на пути, и их четырехколесными танками. В пятницу мы сэкономили километров пять, когда где-то на подходе к Брилево перед нами распахнул свои двери уазик и водитель предложил запрессоваться на заднее сиденье (нас трое + три рюкзака + там уже сидели двое), добавив мудрое изречение о том. что лучше плохо ехать, чем хорошо идти, и довез нас до «Тайваня». А на обратном пути вообще просто сказка какая-то: перед полянкой с игрушечными медведями на столбике «Природный парк Большой Тхач» нас подобрала такая здоровенная хреновина, я не знаю как называется — там кабина отдельно и пассажирский салон с 6 сиденьями отдельно. Ребят было всего двое, и мы, расположившись на этих 6 сиденьях шикарно доехали…не до Новопрохладного, не до Майкопа даже — до самого Краснодара!

С чем не повезло, так это с видимостью, так сказать. Тучи, дымки, туманы — этого мы нагляделись во всем разнообразии.

Мы были молодцы и все отрезки пути проходили в запланированное время или даже быстрее. Подъем к скале Колокольня был тяжелым, но мы отдыхали на каждом попадавшемся бревне и за три часа все-таки заползли:) У скалы и ночевали в первую ночь.

Утром направились от Колокольни к балагану, и мне очень понравилась дорога. Как-то все мысли были об огромном каменном замке Тхача, об альпийских лугах, о виде на Чертовы ворота. Я ничего не знала о том, какой там лес — совсем другой, чем внизу. Сосны, пихты, рододендрон, белые камни во мху, напомнившие Норвегию. Хороший лес. В просветах были видны горы, все в снегу.

Балаган очень милый:)

Мы там бросили рюкзаки и пошли забираться на вершину Тхача.

Я так и не поняла, есть ли како-то «правильный» подъем на Тхач. Вроде говорят что есть, но мы, хоть убей, не смогли его отыскать, и полезли как бог на душу положит по какой-то каменной осыпи, в процессе я кричала «мама!», потому что ненавижу, когда у меня под ногами что-то скользит или сыплется!:) В итоге забрались и начали нервно хохотать:))

А потом потопали на вершину.

Хотя видимость была и не очень, все равно было на что поглядеть с вершины. Глядели в основном на Чертовы ворота и Малый Тхач:

Или на наш маленький балаганчег:

Остальное было видно довольно хреново:))

Пока спускались, не замечали, а внизу увидели, как наползают серые облака со всех сторон. Они проносились мимо Тхача, скрывая его и снова открывая, наползли сначала на Чертовы ворота, потом уже и на Малый Тхач.

Пока мы вернулись в балаган, все вокруг скрылось в тумане. А чуть позже пошел град. Он сменился ливнем, а потом сильнейшим ветром.

Ночью дождь с силой лупил по крыше ночью, в щелях стен и двери сверкали вспышки молний. Палатка бы выдержала ливень, но в балагане было уютнее.

С утра было вот так:

По сравнению с предыдущим днем ощущалось как пронзительная ясность! Но ненадолго: нам предстояло спуститься в этот туман.

А сначала — путь обратно к Колокольне через чудесный мокрый лес.

Черный пес — представитель племени сахрайских компанейских собак: каждая группа, которую мы встречали, рассказывала, во-первых, как с ними тусовался этот самый экземпляр, а во-вторых, как они тут в прошлый раз были, и с ними тусовался какой-то другой:) Этот товарищ под колокольней жил с нашими соседями, потом пришел на вершину Тхача поверху (!), спустился, потом сначала спасся от града в балагане, а после переночевал с нами и отправился в обратный путь, по пути успев позавтракать у всех мимо попадающихся костров. Приключенец, одним словом!

Подводя итог: трех дней, конечно, мало. Успеваешь только дойти дотуда, где начинаются все ништяки, поглядеть на них издали и вернуться обратно. Я еще хочу туда обязательно и подольше/подальше. Но было круто! Неожиданно уютные места, хотя мнились мне суровыми почему-то.

4 комментария

• понравилось почитать рассказ о Тхаче… мы тоже там были, но залезть так и не смогли, тоже все сыпалось под ногами, мы так и этак заползали, но плюнули и решили прийти на Тхач в другой раз. Но не расстроились, т.к. Большой Безумно красив

• Александр

Здравствуйте)Посоветуйте где оставить можно машину легковую,если с идти с ночевкой на Тхач.

• Аня

Здравствуйте! Если из Новопрохладного, то можно кого-то из местных жителей попросить присмотреть.

• Игорь

Мы поднялись на Тхач со стороны каменного мешка (с противоположной стороны), заночевали наверху, а спустились мимо балагана.