Псеченах и Семиглавая

1-3 мая 2016

Мы постоянно куда-то ездим с ребенком, но это все были либо однодневные прогулки без ночевки, либо ночевки у машины, ну и т.п. Не походы, короче говоря. И вот, наконец-то, на 1 мая мы сходили в долгожданный настоящий поход!:) Ну а что! Две ночевки, около 30 пройденных километров, перепад высот 1100 метров, пережидание ливня под елкой, продирание сквозь заросли без тропы,  медведь, убегающий в сумерках от нас в кусты, постановка палатки в темноте, сумасшедший ветер на вершине и даже снежники — все было! Вполне себе поход!:) Я была очень рада вернуться к этому всему, потому что у меня этого не было с ноября 2014 года…

Мы ходили на Семиглавую из Большого Псеушхо, по пути завернув посмотреть на скалу Псеченах. Митя прежде был на Семиглавой прошлой осенью, а я — нет. А ведь это культовый маршрут! Для многих туристов он становится «первой альпикой» после походов в предгорья. И это отличный маршрут для мая — буйные заросли цветущих азалий внизу, потом высокоствольный лес пихт и буков с нежной светлой листвой, а еще выше — бурые, еще не успевшие зазеленеть альпийские луга с нерастаявшими снежниками на северном склоне.

Фотографий немного, но на память есть, что оставить:)

Выехали поздно, потому что Маша внезапно решила поспать подольше, а это ж кощунство — вставать раньше ребенка))) Знали, что это чревато опозданием на закат (так и вышло), но все равно не встали:)

Поднимаемся в аромате азалий:

Не успели далеко уйти, пошел дождь. Решили переждать под густой кроной дерева, потому что Машу-то можно одеть в непромокаемое, а вот рюкзак-переноска ее пока у нас не имеет дождевого чехла, если промокнет, долго будет сохнуть. Кончился, идем дальше!

Тропа хорошая, чистая, только в нескольких местах встречаются свежие завалы. (Маша на фотографии спит:)

Дальше в этот день фотографий нету, хотя брод через Малый Наужи был достоин того, чтобы его запечатлеть… после дождя река раздулась, и мы решили, что я ее босиком не перейду. У Мити с собой были спец калоши (из ашана, такие для дачи, ну все их знают. Очень мало весят и совершенно прекрасны для бродов и для того, чтобы переобуваться в них в лагере). В общем, Митя сначала перенес свой рюкзак, потом рюкзак с Машей, потом меня. Вустер переплыл сам — не сразу, но нашел оптимальное место для переправы. У него опыт!

Дальше мы отправились к скале Псеченах, а дело близилось к вечеру. У нас был трек Игоря Бутвина, а для Игоря и Лены отсутствие тропы это вообще даже не повод замедлиться)) Мы же поднимались через заросли падуба, лавровишни и черти-чего еще в надвигающихся сумерках и не знали, когда эти заросли кончатся и кончатся ли вообще. Где-то там наверху должна была быть стоянка у ручья, на которую мы нацелились, но в итоге мы не стали ее искать: услышав долгожданный звук струящейся воды, кинули кости на ровном месте, и Митя сходил за водой. (Кстати пришелся наш любимый бурдюк MSR Dromlite bag на 6 литров). Палатку ставили в темноте. По пути спугнули медведя))

Маша, на удивление, спала хорошо, лучше, чем в иные ночи дома.

Спальничек у нее свой. Мы не состегиваем свои никогда (у нас молнии на одну сторону), привычки такой нет и мы решили, что класть Машу в состегнутые свои спальники, как многие делают, нам будет неудобно. В целом отдельный спальник мы одобрили! Проблема есть в том, что ребенок не хочет застегиваться в спальнике наглухо, а хочет, чтобы его руки и вообще верхняя часть тела торчали снаружи, чтобы можно было вертеться и все такое. Отсюда требование к погоде: не должно быть так холодно, чтобы нужно было застегиваться наглухо. Но у детей теплообмен лучше, и им теплее, чем нам (по крайней мере, детям, которых адекватно одевают с рождения, а не перегревают, как у нас принято), что немного компенсирует вытащенные наружу руки:) Во вторую ночь было холоднее, чем в первую, и мы просто сверху прикрыли Машу моей пуховкой дополнительно. Да, под спальником на ней один слой — термобелье из мериносовой шерсти.

Ладно, хватит про быт:) Мы же сюда притащились ради скалы Псеченах. Еще немного продирания сквозь заросли, которое при дневном свете уже не так бесит, и вот она перед нами!

Идем к Семиглавой. Буковый лес радует нежнейшей светло-зеленой листвой. В городе давно уже такой нет, листья потемнели и сталиполноценными летними.

У меня в комментариях спрашивали, что за рюкзак-переноска для Маши — Osprey Poco Plus. Мы еще походим и обязательно напишем про него обзор! Пока могу написать кратко: если вы выбираете, берите либо его, либо Deuter Kid Comfort 2, они оба хороши:) И еще про наш Osprey могу сказать: мой рост 165 см и на нижнем положении точки крепления лямок он мне только-только впору. Если ваш рост меньше (или короткий торс), то не пойдет… как Deuter в этом плане — не знаю, не мерила.

Лес как в сказке! Очень красивая тропа!

Встретили на ней кучу народа, который спускался обратно (сегодня уже 2 мая).

Привал уже почти перед самым выходом на альпику

И мы наверху!

На вершине встретили несколько человек и попросили сфоткать нас втроем. (Четвертый член экипажа променял эту уникальное возможность на то, чтобы сгонять, высунув язык, на все окрестные вершинки))

Вдалеке в сильной дымке различили Канжанские скалы, куда ходили с Игорем и Леной в 2013 году .

Нашли целую поляну цветущих кандыков.

И еще несколько цветущих деревьев было на границе альпики и леса — словно машина времени переносит на два месяца назад здесь, на высоте:)

Много мускари (он же гадючий лук, он же мышиный гиацинт — все названия странные у него:)

Обходим вершину с севера, кое-где тропа проходит через снежники. Забытое ощущение их скрипящей упругой слежавшейся массы под ногами.

Тут вверху слева можно различить верхушку Фишта, выглядывающую из-за облаков. Но в целом Лагонаки все в тучах.

Идиллическое фото на вершине Кашина с видом на море (в нем отражается предзакатное солнце), но на самом деле тут просто жуткий ветер. Ну и к тому же очень сильная дымка — наблюдения за закатом не состоялись:)

Сбегаем от ветра вниз

Палатка у нас стояла под горой Кашина, здесь начинается лес и ветра ночью у нас практически не было. Но нам было слышно его вокруг, такой громкий гул! Ночь была холоднее предыдущей. К утру все стихло, небо стало безоблачным и погода переменилась к теплу.

Вустер просыпается рано и ему скучно, как только в палатке слышны шевеления, он радостно ломится внутрь, чтобы его погладили. Погладили, я сказал, а не попытались выдрать мне шерсть!

На обратном пути пошли по другой тропе, чтобы закольцевать маршрут. Тропа сначала была такая вся хорошая-хорошая, а потом бац и превратилась в заросший волок, по которому вообще непонятно, когда в последний раз ходили?? Трек был Игоря, опять же)) Выдравшись оттуда, мы чувствовали себя так, будто нас изжевали и выплюнули. А Машутке все нипочем:

Снова брод через Малый Наужи, который теперь присмиревший и мелкий, не то, что позавчера после дождя

И мы пришли, ура! Забытое ощущение счастья, когда уже еле ноги переставляешь, и вот она за поворотом виднеется твоя машина!

Мы устали: я давно не ходила так с рюкзаком (а он примерно такого же веса получается, как я раньше носила, но центр тяжести, наверное, хуже), а Митя первый раз таскал столько барахла: все снаряжение на троих. Еду нес практически всю Вустер (Митя только немного объемных продуктов типа печенья), за что ему низкий поклон!:) И тем не менее, у Мити все вместилось в рюкзак 75 литров: три спальника (наши пуховые по 800 гр, машин детский длиной 90 см, но синтетический — 700 гр), три коврика-самонадувайки (пока у нас нет для Маши ничего специального, коврик ей взяли полноценный взрослый), палатка (такая же, как наша Mountain Hardwear Skyledge, только не двушка, а трешка, одолжили у друга, она весит 2,4, что для трехместки, я считаю, здорово), его одежда, моя одежда, котел, горелка, газ, и еще место оставалось. Компактное снаряжение рулит!

На обратном пути традиционно заехали в Subway в Агое, и съесть бутерброды решили на пляже. Хотели открыть купальный сезон, но тут снова дул ветер и отбил все желание))

Это 3 мая, и Маша отмечает 10 месяцев!

На этом все!:)

12 комментариев

• Боже, какие Вы счастливые люди!))

Я правильно понимаю, что Вашей Маше будет годик 3-го июля?
    А нашей Маше будет годик 10-го июля.

• Женя

Ну знаете ли, это вообще ни в какие ворота не лезет. То есть молодцы, попросту говоря :)

• Alex

Спасибо за интересный рассказ.

• ko_lenochka

ребята, а как думаете, двухместный коврик-самонадувайка не удобней ли (при условии, что поездки, большей частью, совместные)? хотим апгрейдиться на самонадувайки, но все равно, если покупать, то пару. или вот один двухместный. интересно мнение эксплуатирующих сей девайс)

• Аня

Даже не знаю, мы двухместный не пробовали! Наверное, смотря какой вес у него по сравнению с двумя отдельными…

• ko_lenochka

изучение вопроса показало, что с весом и компактностью у 2-местных проблемы

• Andrey Lozhkin

Аня с Митей,с почином вас! Первый полноценный поход с ночевками,уже всей семьей!!! Рад за вас!!! Маше-то понравилось?Небось уже снова хочет в горы)))

•  Аня

Спасибо большое! Да, им только дай впечатлений, потом дома скучают эти детки))

• Анна

Спасибо,очень интересный рассказ,красочные фото) Молодцы!

• Прекрасные фотографии. Отличный сайт.
    В мае впервые побывал в Адыгеи. Посмотрел на Ваши снимки, и поже уже знаю куда поеду на будущие майские. Спасибо.