Озера Мраморное, Небесное и Бирюзовые

(26.08 - 02.09 2014)

Этот поход был у нас с 26 августа по 2 сентября — черти когда! Только сейчас добрались до фотографий. Небольшое путешествие из Красной Поляны — мы потратили восемь дней, потому что не спешили и делали дневки, а так, в принципе, можно уложиться и за пять.

Получилось такое озерное кольцо — через озера долины Дзитаку, озеро Мраморное, озеро Небесное, озера в верховьях реки Ачипста и Бирюзовые озера — и через перевал Строителей обратно на канатку Газпромовского горнолыжного комплекса.

Вот карта (по клику открывается большая):

Из всего перечисленного мы раньше не видели озеро Мраморное и давно хотели на него посмотреть. Кроме того, мы проходили когда-то в 2010 мимо Бирюзовых озер, но из-за погоды не стали на них заворачивать, а сразу спустились в Чистую. Бирюзовые озера часто посещаются из Красной Поляны, но мне почему-то они представлялись заочно какими-то скучными, а оказалось — очень живописное и уютное место! Настолько там было классно, что мы просто взяли и прожили там лишний день.

На границе августа и сентября мы прочувствовали этот тонкий переход от душного лета к прохладной осени, который до этого мне все время доводилось проводить в городе. Сначала было очень жарко и все дальние виды были затянуты плотной дымкой, а на третий день резко упала температура и воздух стал более прозрачным.

Мы приехали в Красную Поляну накануне около полуночии остановились в гостинице "Дом Аборигена", в которой, кроме нас, кажется, никого больше не было, был аккуратный, но тесный номер, а самое главное — никто не возражал против собаки:)

Утром отправились на канатку Газпрома, поднялись наверх и через каких-то несколько часов, без шума и пыли уже ставили палатку на озерах Дзитаку:)

Закат был облачным и туманным, не оправдал ожиданий, зато вода в озерах была теплой и можно было искупаться. Это вообще был очень гигиенический поход в силу жаркой погоды — я лично купалась каждый день два раза, утром и вечером:)

Утро: пара видов на озеро Дзитаку Большое

и мы свернули свой лагерь и пошли дальше. На сегодня у нас план — миновать лагерь Холодный, подняться по хребту на гору Мраморная и спуститься с нее к озеру Мраморному. Я даже не могу сказать, объективно это обширный план или нет, но в такую жару далось тяжело! За лагерем Холодным мы свернули направо и углубились в лес. Мы волновались, что придется с трудом продираться, но лес оказался без подлеска, удобный и местами обнаруживалась хорошая тропа. Наверху мы остановились на привал и, измученные жарой, заснули! Спали, наверное, целый час. Дальнейший путь вверх был утомительным и довольно нудным, дальние виды закрывала дымка. Поэтому осталось только несколько фото: ледник Мраморный

Озеро Приледниковое под ледником Мраморным:

и такой многослойный вид на Чугуш

В какой-то момент у нас закончилась вода и мы спасались шикшей — она же водяника, и не зря у нее такое название, действительно хорошо утоляет жажду.

Наконец-то, озеро Мраморное!

Оно же на следующее утро. Вообще мы достаточно побродили по его берегам, Митя обошел все кругом, а я искупалась, но свет был скучный, поэтому фотографий немного.

Отсюда мы поднялись на перевал Широкий и спустились в долину Челипси. Это было тоже очень жарко и оттого очень долго, поэтому перенесемся сразу вниз:) К этому моменту солнце опустилось настолько, что река оказалась в тени и можно было передохнуть в относительной прохладе.

Знакомый подъем через лес — в 2011 году мы ходили на свой первый учет тура и серны и этим путем спускались.

В идеале мы хотели в этот день подняться на озеро Небесное, но переход утомил нас сильнее, чем мы рассчитывали. Немного не доходя до озера есть одно местечко, полянка с криволесными березками, которую мы приметили в прошлый раз, и тогда еще подумали: "Вот бы тут заночевать как-нибудь", и еще подумали "Наверное, черники тут видимо-невидимо в конце лета"

Короче, все шло к тому, чтобы тут и остановиться. Место оправдало свои ожидания, но черники оказалось меньше, чем хотелось бы! После ужина мы увидели конкурентов, бродящих вокруг стоянки и поедающих чернику. Ветер дул от них к нам, поэтому они нас долго не замечали и не убегали, а занимались делом. А мы наблюдали за ними и ощущали редкий момент абсолютной гармонии с миром. Немного воображения — и можно было представить, что медведи знают о нашем присутствии, но мы им просто не мешаем, и они нас не боятся…

Вот эта самая уютная стоянка на следующее утро:

Я хожу доедаю то, что милостливо оставили нам на черничных кустах медведи:)

Мы долго не могли собраться и уйти отсюда, чтобы, наконец, подняться до озера. Потому что только мы собрали все свое барахло, кроме палатки, как пошел дождь. Мы залезли внутрь и сначала неуютно пережидали его на голом полу в куртках, потом снова надули коврики и развернули спальники, сняли куртки и залегли полежать. Потом дождь кончился, и мы собрали все заново, а он снова пошел:) В какой-то момент был даже град, а в другой момент Митя вылез из палатки и сфотографировал эту радугу:

В общем-то, мы уже решили в этот день никуда дальше не идти, а провести день на озере, поэтому и не торопились. Забегая вперед — это был единственный дождь за весь поход,и как раз после него и стало прохладнее, и природа вместе с погодой очевидно повернули к сентябрю.

Озеро Небесное.

К концу лета оно прилично мелеет: в прошлый раз мы были здесь в июле, и все эти камни были скрыты под водой.

На берегу кто-то устроил непонятную инсталляцию с оленьими рогами. Вустер решил, что это стратегический объект и он будет его охранять.

Я пошла собирать чернику, а Митя с Вустером — гулять по хребту Алоус и любоваться облаками

Долина Ачипсты

Вся затоплена облаками

Маленький водоемчик на восточном склоне хребта Алоус, расположенный прямо над озером Ачипста. На карте выглядит как маленькая синяя точечка, и мне всегда было интересно, что там.

Озеро Небесное и долина реки Челипси

Пока Мити не было, я тоже время провела продуктивно!

На следующее утро. Сегодня нам нужно подняться на перевал Грозовой, спуститься в верховья реки Ачипста и через перевал Бирюзовых озер перейти на Бирюзовые озера. За вчерашний день сильно похолодало, и утром, посмотрев на северо-запад, мы четко увидели все то, что жара скрывала плотной дымкой — Уруштен, Аспидный, Джугу…

Поднимаемся над озером на перевал Грозовой. Слева в кадре выглядывает Чугуш с ледником.

Вот он поближе

Долина Ачипсты

Спустились к реке.

И снова поднимаемся в ее верховья

Верховья Ачипсты известны своими тремя озерами разных цветов. Самое большое Ю.В. Ефремов назвал Верхняя Ачипста, а два других мы для себя назвали Лазурное и Синее. Особенно поражало своим цветом Лазурное, вот какое оно было:

А вот каким оно оказалось в этом году:

Верхняя Ачипста — такое же мутное, с глинистой взвесью в воде.

И само озеро Ачипста, виднеющееся вдалеке и знаменитое своим ярким бирюзовым цветом — такое же молочно-белесое.

Видимо, где-то в верховьях в реку сползают какие-то породы и портят вид:) Наверное, к следующему году озера очистятся и снова обретут привычный цвет. А это озеро Синее — оно находится чуть выше на ручье, правом притоке Ачипсты — вода в нем такая же, как всегда.

Ледник Челипси

Калоши сбоку портят весь мой модный прикид!:)) Но они, несмотря на свою непритязательность и стоимость в три копейки в Ашане — лучшая обувь для лагеря (и для переходов вброд тоже) :)

Облаков все больше и больше, из долины Ачипсты они поднимаются к нам наверх.

И постепенно все вокруг накрывает облачное одеяло.

Перевал Бирюзовых озер пришлось проходить в тумане: когда мы туда поднялись, вообще ничего вокруг не было видно. Но мы там уже ходили два раза, поэтому прошли без проблем (и намного более толково, чем прежде:)

Долина Безымянки тоже в тумане.

Вот и Бирюзовые озера — наша сегодняшняя цель.

Остановились мы на берегу нижнего озера. Ночью заставили себя вылезти и снять пару кадров, чтобы оправдать таскание штатива:)

Звезд было видимо-невидимо! И самолетов тоже. Здесь, вблизи от Сочи такое впечатление, что самолеты бороздят небо каждую минуту.

18 комментариев

• Женя

Оказывается, Рассказ о славном походе должен хорошенько вылежаться, чтобы получилась эпическая повесть! Очень удачные фотографии, мне было невероятно красиво! Ягоды, звери, птицы, просторы всего как раз столько сколько нужно (чуть про людей не забыл, вы тоже не успеваете надоедать). Словом ожидания читателей будут не напрасными.

• Аня

Спасибо, Женя! А то мы утратили способность оценить эти фото, потому что слишком долго с ними возились))

• Андрей Lozhkin

C нетерпением жду каждого нового вашего рассказа о путешествиях!!!Вот и сегодня мне повезло)открываю ваш сайт и опа…новый отчет!!!Потрясающие кадры,наедине с природой,особенно живой подняли мне настроение на 3000м))),ждем новых впечатлений!!!

• Alexander

Как всегда отличный пост!
    Спасибо!

• Сергей

Великолепные фото! Я Вам на Яндексфотках написал о том, что тут же рядом бродил и даже пересекался с Вашим маршрутом. Особенно поразило, что на перевале Строителей на том же месте были копытные (предположительно, олень). У меня и снимок есть похожий на Ваш.

• Аня

Привет!. На перевале Строителей мы встретили довольно близко несколько туров. Для оленей там высоковато, обычно они в такие места не заходят, им комфортнее в альпике и ниже.

• Онимуша

Просто шикарные фотки, МОЛОДЦЫ!!!! )

• Елена

Спаибо! Море удовольствия!!!

• Григорий

Заинтересовал ваш маршрут, хотим повторить в первой неделе сентября, но смущает легитимность этого мероприятия. Судя по карте официальных маршрутов ваш паход от лагеря Холодный до Бирюзовых Озер не может быть согласован. Посоветуйте как нам быть с получением пропусков на территорию заповедника и согласованием маршрута?
    Спасибо!

• Татьяна

Огромное спасибо за отчет! Хотим пройти этим маршрутом с собакой)) Тоже интересен вопрос с пропусками…

• Аннхен

Ваши фотографии завораживают и захватывают дух!!! Не могу перестать смотреть!!! Ещё, и ещё! Кстати, а вы в озёрах этих всех купались?)

• Екатерина

Ребята, ваше путешествие просто супер! Смотрела на одном дыхании! Фото супер, сами мечтаем о подобном маршруте. Пока довелось подняться одним днём на Софийские озёра, природа там шикарная!

• Игорь

Здравствуйте Аня и Митя! Фото, как всегда бомба! Изучал карты и фото (свои в том числе) и прихожу к выводу, что пик Игольчатый — это не он, а вторая заостренная вершина на заднем плане (2936,2).

• Аня

Не совсем понятно, к какой фотографии коммент, но это и не важно. Пиков Игольчатых несколько и с ними все обстоит просто. Вершина 2936,2 м — это пик Игольчатый Южный или пик Киселева. Подробнее о массиве Псеашха можете почитать тут http://mountaindreams.ru/2015/10/gornyj-massiv-pseashha-istoriya-osvoeniya-i-toponimy/
      в конце карта массива с вершинами и топонимический словарик.

• По классификации пер. Строителей 1Б
    Насколько он опасен (есть ли шанс угодить в трещины), требует ли организации групповой страховки в связках?

• Аня

ледник закрыт мореной, все ходится ногами без страховки, трещин не много и они все легко обходятся. вообще, перевал не сложный..