Учет зубров на Лугане плюс много разных озер

(17-24 июля 2014)

Утро пятого дня не предвещало хорошего, ожидался снова дождь. Мы успели без дождя подняться на хребет Юха. На фото вид на долину Юхи:

Озеро Малое Юхинское, лежащее в стороне от Большого, скромное и малоизвестное, но у нас все учтено:)

На Большое Юхинское не стали заглядывать, потому что начался дождь. Поднялись на перевальчик под названием Сенокосный, оттуда хорошо видны Воровские озера.

Вообще-то эти озера должны были стать местом нашей сегодняшней ночевки. Но, так как дождь усилился, мы решили спуститься в долину Цахвоа и смотреть по обстоятельствам.

На спуске

Спустились мы к полуразрушенному домику (для ночевки он давно непригоден) и поставили палатки. Тем временем, дождь кончился, и, в принципе, можно было бы сегодня и подняться до Воровских озер. Но мы не стали, и тем самым увеличили себе завтрашний "пробег", а кроме того, попали на озера не в самое удачное освещение. Ну да ничего, зато сегодня отдохнули.

На следующий день (шестой) мы перешли вброд Цахвоа — жаль, не осталось фото этого процесса:) Оказалось, совсем несложный брод, даже можно было штаны не снимать:) Но было ужасно холодно! Солнце только-только коснулось долины, причем на том берегу, так что идти вброд в ледяной воде получилось как раз навстречу спасительным, согревающим его лучам. Мы перешли реку, и, пока мы обувались, за нашей спиной солнечные лучи дотянулись до воды, заставив ее дымиться огненным паром.

Тропа вверх на Воровские озера оказалась размеченной и на удивление хорошей! Мы поднялись очень быстро и оказались на нижнем Воровском озере. К этому времени стало окончательно ясно, что погода наладилась! Два дня дождя подряд оставили каждого из нас с кучей мокрых вещей, влажным рюкзаком и запотевшими объективами. Мы разложили все на солнце и стали пить чай, и не успели мы налить по второй чашке, как уже почти все просохло:)

Воровские озера — два лавинно-запрудных водоема один над другим в долине небольшой реки, являющейся левым притоком Цахвоа. Они впервые описаны Ю.К. Ефремовым и названы Юхскими. Потому что такое название в то время носила река, в русле которой они находились. Кроме того, река была также известна под именем «ручей Воровской», так как долина часто использовалась браконьерами и нелегальными пастухами. Позднее ее стали называть балкой Пасечного, в честь наблюдателя Восточного отдела заповедника П.А. Пасечного, долгое время работавшего на кордоне Умпырь и погибшего от рук браконьеров. В общем, такая запутанная топонимика, а за озерами закрепилось название Воровских.

У нас нет фото обоих озер вместе, потому что, к сожалению, не было времени как следует там полазить (и искупаться тоже!!) Надо было накануне не лениться и подняться сюда, но мы были деморализованы дождем:) Вставлю фото Кирилла Достова, где оба озера сняты сверху:

Эти озера очень похожи на Бадукские озера в Теберде. С той разницей, что к этим три дня пилить камышами, а на Бадукские несколько часов подниматься от машины:) Нижнее озеро:

И верхнее

Однажды мне довелось увидеть Верхнее Воровское озеро с Главного Кавказского хребта в октябре, и выглядело оно так:

Причем уровень воды меняется не только в верхнем озере, но и в нижнем. Стоит лишь посмотреть на два спутниковых снимка, сделанных в разное время:

Видно, что нижнее озеро пересохло вовсе! Причем видимого стока оно не имеет: ручей из него идет какое-то время под землей, и только потом вырывается на поверхность.

Дав себе зарок еще как-нибудь побывать здесь, отправляемся дальше. Нам сегодня всего (от Цахвоа, где мы ночевали) нужно набрать 1500 метров высоты. Весь сегодняшний путь выглядит так:

Фотографируюсь с борщевичками нехилыми

Цветочки у нас тут тоже, в общем-то, немаленькие:)

Водопад Аксельбант — название вполне говорящее.

Вон там он вдалеке, если приглядеться. Слева — вершина Акарагварта. А мы поднимаемся на перевал Пешеходный.

Акарагварта очень живописно смотрится отсюда, так и притягивает взгляд.

Водопад по пути

Я знала, что по пути на перевал Пешеходный встретятся какие-то озера, но не думала, что столько много. Вот первое:

Неподалеку от него пасутся туры

И отдыхает Вустик:)

Вот второе по счету озеро. Неожиданно очень красивое! Игорь Бутвин сходу так и предложил назвать его — "Красивое". Мы сказали, да ну, мол, надо что-то пооригинальнее. Но ничего не смогли придумать! Красивое озеро и все тут:)

Очень оно нам понравилось! Так хотелось остаться здесь ночевать… На самом деле и силы уже убывали на глазах:) Но мы не могли. Это прибавило бы еще один день к нашему маршруту, а мы не могли этого позволить, нужно было обязательно вернуться домой 24го. Так что пошли дальше, вперед и вверх:)

Чуть выше третье озеро, наполовину закрытое снежником:

А потом еще одно, чертвертое:

И пятое!:)

Отсюда уже дальше сил фотографировать не осталось:) Мы лезли-лезли на перевал и наконец поднялись.

За нашей спиной — туман и глория!

Кстати, на перевале Пешеходном хорошо ловит телефон (у нас были МТС и Теле2).

А с перевала видно очередное озеро. Видок у него страшненький, но тем не менее, складываем в копилку и его:) Митя назвал его Каскадным, потому что там на самом деле несколько озер, каждое чуть выше другого

Неподалеку занимается своими альпийскими высокогорными делами медведь

Дело близится к темноте, туман то сгущается, то расходится, а нам еще на озера Григора надо дойти, мать их ети!

По пути встречается еще одно озеро, довольно миленькое

Я делаю один высокохудожественный кадр и у меня садится батарейка:)

Вот тут на фото я ее меняю… а когда вставляю новую, туман заволакивает все вокруг по-серьезному и озера уже не видно!

К озерам Григора мы дошли почти наощупь и расположились на нижнем из них. Это был очень долгий день, мы шли 13 часов. Устали как собаки, а главное, назавтра нас ждал еще один такой же! Слава богу, хотя бы без подъемов, подъемы закончились:)

Но сперва — рассмотреть получше озера Григора! Мы остановились на нижнем озере. Вот тут видно, как наши палатки портят кадр вместе с постиранными вещами, разложенными вокруг на просушку:) И долину Безымянки видно тоже.

На самом заднем плане выглядывает Агепста, а передней — Лоюб Цухе и пик Торнау. Правее пика Торнау — перевал, за которым лежит озеро Клумбочка. И вообще ощущения странные, с одной стороны, чувствуется близость Красной Поляны (Южный отдел заповедника), с другой стороны, мы пришли из Восточного и уходим в Восточный. Короче, когда со всех сторон походишь и посмотришь на одни и те же хребты и вершины с разных сторон, то пространство будто сжимается и заповедник кажется "маленьким":)

Небольшой водоемчик в стороне от верхнего озера Григора.

А это верхнее озеро Григора.

Кто такой Григор? Григорий Григорьевич Григор — вот такие вот ФИО! — родился в 1884 и умер в 1960. Геолог, краевед, занимался геологией, геоморфологией, палеонтологией, гляциологией. Был членом Общества Любителей Изучения Кубанской Области и автором более 75 научных работ о природе и географии Кубано-Черноморской области, Западного и Северного Кавказа. Озера в честь него назвал А.В. Твердый, краснодарский путешественник и географ.

Собрав лагерь, мы отправились в путь. Он выглядел так:

Нам предстояло спуститься в долину Безымянки и пройти около 30 км до кордона Умпырь, сбросив при этом примерно 1700 метров.

Спуск в долину Безымянки:

Долина сия для хождения по ней летом неприятна. Работники заповедника там ходят редко. Чаще совершают паломничество туристы с целью подъема на вершину Цахвоа. ("Покорив вершину — продолжай восхождение" — надпись на домике в долине. Мы тут прежде были аж в 2010, тогда еще не было такой красивой таблички). Но, видимо, к нашему приходу туристов еще не было, потому что тропа через жутко противные запросли лопухов-борщевиков еле-еле читалась "ногами" и часто была вовсе не видна.

Так что, это было долго и нудно, но фото не осталось (хотя очень жаль, что никто не сфотографировал, как смело Вустер форсировал Безымянку! Он так быстро переплыл, что мы оглянуться не успели:) Хотя ему было явно страшновато, он сначала хотел поискать другой брод, но потом вернулся на наш.)

Долго ли, коротко ли, мы дошли до впадения Безымянки в Малую Лабу.

Отныне наш путь шел по Малой Лабе весь остаток этого дня, и весь завтрашний… Отныне выигрывал не тот, кто выше, быстрее, сильнее, а тот, у кого лучше ботинки!!:)) Митя и Игорь натерли мозоли. Я оставила дома проклятущие Salewa (неудачная покупка, прошла этим летом в них два похода — около 180 км всего — и они продолжали давить и натирать. Возможно, просто не подходят к моей форме стопы, нужна более узкая нога). И обула старенькие Meindl Lhotse, которые ношу с 2010 года и они таки не промокают до сих пор, за исключением правого, где в одном месте разошелся шов. И было мне хорошо! Кстати, в следующий после этого поход — в конце августа — я ходила в новых ботинках, свежекупленных, хоть и расточительно покупать ДВОЕ новых ботинок за сезон, но что было делать. К тому же, они попались с хорошей скидкой в Триале. Это оказались Lowa Mauria, и они прекрасны!! Наверное, они даже удобнее Meindl, просто офигительные.

Возвращаясь к рассказу, устали мы все ужасно, вне зависимости от ботинок и мозолей:) Пришли на кордон Умпырь в 11 часов вечера, уже в темноте — остаток пути шли с фонарями. Ребята на кордоне встретили нас радушно, устроили ночевать, угостили колбасой и свежеиспеченным хлебом (он был великолепным!) и предложили мужской части нашей компании выпить, но они отказались по причине крайней усталости:) Спали мы в эту ночь в кроватях, что звучит хорошо, однако на практике самонадувающийся коврик намного лучше продавленной железной сетки:)

На следующий день нам предстояло попасть на кордон Черноречье к определенному времени — нас и еще одну учетную группу с Алоуса должна была забирать машина и везти в Майкоп. Времени было много и мы шли в более спокойном темпе, чем вчера. Расстояние там 21 километр. Это часть заповедного туристического маршрута "Псебай-Красная поляна", который не очень популярен у взыскательных туристов, потому что весь идет по долине реки и не может похвастаться панорамами и кругозорами. Но зато популярен у больших групп школьников, потому что простой, оборудованный и безопасный. Тропа очень хорошая, широкая, укрепленная. По пути много памятников Великой Отечественной войны, поэтому маршрут заодно используют и для походов патриотической тематики. Еще из Псебая в Красную поляну и обратно организовывают велопоходы по этому маршруту (и нам встречались следы шин:) Но ехать можно только до Безымянки, потом, по-моему, в основном нести велосипед)) Надо делать велопрокат на Черноречье, чем не тема! Покатался туда и вернулся обратно!:)

Самый живописный, конечно, запруженный селем участок реки, где она разливается

Здесь в воде можно увидеть форель!:)

Тропу заливает водой, и идти приходится либо по воде, либо по скале справа карабкаться

По пути мы прошли еще один кордон — Третья Рота — от которого осталось километров семь скучной и пыльной грунтовой дороги. На этом последнем отрезке пути я не то, чтобы купалась во встречных ручьях, я просто подходила к ним, опускала голову в воду, отряхивалась и шла дальше, и к следующему ручью волосы успевали высохнуть — было настолько жарко. А на кордоне Черноречье мы успели искупаться и в самой Малой Лабе. Никогда не думала, что получу удовольствие от такой холодной воды и даже буду не просто окунаться, а плавать (насколько позволяет сильное течение)! Телефонное фото на память:

На этом все, ура! :) Хороший был поход. Во-первых — линейный (зашли в одном месте, вышли в другом), это всегда интереснее, чем кольцевой (но сложнее в плане логистики, поэтому реже получается). Во-вторых, кучу новых для себя озер посмотрели. И погода была, в общем, ничего — два дня дождя не сломили нашего духа и мы были вознаграждены:)

12 комментариев

• Улитка

При встрече, каждому из вас придется оторвать по ноге (Вустеру пару лап), и удалить из сердца по желудочку, может быть тогда вы станете ходить с человеческой скоростью. Из-за такого темпа я даже читать не успевал, мчался по строкам как … (хотел быстро написать как кто, но мысль была такой быстрой, что я её не запомнил) :(

• Владимир

Классный маршрут и отличное описание! Встречались с вами 23 июля недалеко от впадения Безымянки в Лабу.

Да поднимались на Цахвоа, но до пика, из-за плохой погоды, дождя и тумана чуть не дошли. Посидели на хребте и спустились. Потом сходили на пик Григора. Ночевали на верхнем озере. Места чудные.

• Андрей Lozhkin

Потрясающие картины маслом,Аня и Митя!Я бы оклеил весь дом вашими фотообоями)))Эффект Глория бесподобен,нечасто такое увидищь!На медведя как Вустик отреагировал,не бросался в атаку?)

• Юрий

Спасибо за новый маршрут, на следующий год туда сходим;-)!

• Нет слов! Поправляет лучше любого Колдрекса. Хочу также! Возьмите нас с собой))) Маленькая птичка без подписи- горихвостка-чернушка.
    Думал, что в балке Пасечного домик еще живой…

• Алексей

Когда же следующий отчет-то будет? Нельзя для жаждущей публики такие долгие перерывы делать! ))
    Тем не менее, исключительно благодаря вам удается скрасить ожидание следующего похода… И многократно усилить тоску по этим местам :Р
    Спасибо вам за это!

Надеюсь, в октябре еще будет обещанное окно, но при нулевых температурах ночевать не приходилось — боязно )

• Аня и Митя, подскажите пожалуйста, возможно ли организовать детский поход по аналогичному (может чуть более простому: Третья Рота — Умпырь — Юха — Закан) маршруту в июле-августе? Можно ли получить разрешение от заповедника (с учетом того, что маршрут не входит в список официальных), могут ли сотрудники заповедника помочь с заброской/выброской через Закан и Третью Роту?