Зимний учет зубров

(24 февраля - 2 марта 2014)

Этот поход планировался с января, и все откладывался по разным обстоятельствам. И вот наконец все сложилось и мы смогли выбраться в горы. Зимой в заповеднике полноценный учет зубров на всех участках не проводится, но Сергей всегда навещает бамбакскую группу зубров на Солонцовом хребте, чтобы посмотреть, как у них идет зимовка. Были мысли сделать линейный маршрут, чтобы выйти на кордон Черноречье, но нужно было смотреть по состоянию снега и погоде, мы посмотрели и передумали:) Поэтому маршрут — кордон Лагерный — кордон Киша — хребет Порт-Артур и так же обратно. В прошлом году в конце января мы ходили в то же самое место с теми же целями, поэтому особенно много писать не буду, но фотографиями хочу поделиться, пока зимние приключения еще не сменились весенними.

Правда, внизу, в устье Киши зимой уже давно не пахнет.

Но стоит подняться над лесом — и нужно надевать снегоступы. Путь наверх занимает два дня (30 км и более 1500 метров высоты), в прошлом году он мне тяжко дался, но в этом я знаю секрет психологической бодрости на долгих переходах: аудиокниги!:)

Кордон Киша (фото Жени Попова, я у него там еще стащила штук пять:)

Переход через Шишу (фото Жени Попова)

Здесь мы ночевали во вторую ночь, это рассвет, предвещающий пасмурный день.

Не спускаясь в домик, сразу отправились искать зубров, потому что погода по прогнозам должна была вскоре испортиться.

Зубров мы издалека заметили несколько группировок, к каждой из которых постарались подойти максимально близко, чтобы сфотографировать и пересчитать, но что-то они нынче пугливые: замечают издалека, даже при отсутствии ветра, и сразу сваливают. Поэтому получалось не так близко, как хотелось бы, несмотря на наши старания ползать по пластунски :)

Фото Жени Попова:

Вустеру во время наших наблюдений за зубрами приходилось сидеть фиг знает где привязанным к рюкзаку, зубров не видючи и очень страдаючи, что его все бросили…но зато он нам не мешал. Тут его уже, наконец, отпустили немного побегать:

Идем выслеживать другую группу зубров

А потом — следующую

Эти отдыхают на фоне Большого Тхача, который отсюда кажется просто гигантским

С помощью пластунских технологий, удалось спрятаться за холмиком, чтобы они не сразу нас заметили

Но в итоге наши перемещения им не понравились, и они решили удалиться в лес. Вообще обычно они не так беспокойно себя ведут и подпускают человека довольно близко. Зубры меньше боятся людей, чем другие животные, потому что если ты самое крупное млекопитающее Европы, то это всегда придаст уверенности) Но в этот раз они замечали нас прямо ну очень издалека и уходили.

В общем, таким макаром мы насчитали их почти 150 особей, что больше обычного в этом месте. К этому времени день уже давно перевалил за половину, погода стала совсем пасмурной и стал срываться снег. Мы спустились в домик, где провели весь следующий день с одной короткой вылазкой наверх. Снег шел почти без перерыва, хотя мелкий. Все вокруг стало зимним и сказочным :) Мы топили печку, читали книжки, ели и спали. Сергей сказал, что это пока один из лучших дней в году)) Я так выспалась от души, что могла бы с ним согласиться.

На следующий день погода дразнила нас маленькими и преходящими кусочками синего неба в разрывах облаков, но в целом погода не улучшилась. Мы собрали свое барахло и вроде как решили спускаться домой. Но, поднявшись наверх, че-то передумали:) Решили переночевать еще разок наверху в палатке, потому что в субботу обещали облачность уже переменную, и был неплохой шанс на приличное утро.

До вершины, где мы решили заночевать, нужно было пройти километра два.

Перед закатом ветер усилился и разрывы в облаках участились. Можно было поймать красивые виды, как вот такие Чертовы ворота:

Облачное буйство на закате. Честно говоря, ветер был такой жуткий и холодный, что я все это не видела и валялась в палатке:)

Ночь была ветренной и снежной, ну внутри нам было тепло и хорошо, а снаружи вот так немножко замело палатку:

Зато в награду за терпение — рассвет.

Зубры за пару дней нашего отсутствия никуда не делись, все на своих местах:

Присыпало снежком их за ночь

Одинокий

Бамбаки Большой и Малый

Джемарук

Перевал Чертовы Ворота

За прошедшие два дня пейзаж изменился, стал более зимним и нарядным. Тхач и Малый Тхач.

Еще Чертовы Ворота

Это мы уже уходим домой. Ветер, наконец, стих, и стало тепло, и теперь уходить не хочется :)

Снова два дня пути вниз — и нас встречает Киша, уже на вид совсем весенняя.

9 комментариев

• Alexander

Очень красиво!

• Супер фотографии и поход отличный

• Наталья

Рассвет над Скирдой — просто ах :)

• Анатолий Погорелов

Замечательные фотографии! И снега для марта не много. Чертовы Ворота перед закатом — особенно красиво… Спасибо.

Здравствуйте!
    Просмотрел с утра ссылку учета оленей 10-2012. Вспомнил, что когда-то в районе Джуги (окт. 1986?) мне довелось видеть одновременно где-то не менее 80
    оленей, которые совершали марш-бросок по альпике, как какие-то карибу на просторах Арктики.
    Фотографии и комментарии (хороший слог, если позволите) навели меня на утреннюю мысль, что для достижения «гармонии с природой» нужны не только снаряжение, фотоаппаратура, но и вдумчивая голова. У вас многомерное мироощущение, это крайне желательно для свободного человека, передвигающегося в географическом пространстве. Можно только пожелать сохранить это в борьбе с рутиной и выключением сознания.
    Да, это мой отчет по ледникам верховьев Киши. На ледник 21 я ходил еще, по-моему, в 1993, но уже «ради удовольствия», и даже, помнится, маленькую статью опубликовал — о феномене низкого ледника Кавказа.