Учет высокогорных копытных в Кавказском заповеднике

22-28 июня 2013

Очередной учет высокогорных копытных в Кавказском заповеднике мы провели в этом году с 22 по 28 июня. Наш участок значился под номером 4 и включал в себя массив Абаго-Атамажи и часть Безводного хребта. В широком смысле под Безводным хребтом понимается протяженный хребет, соединяющий вершины Атамажи и Тыбга. Этого определения придерживаются туристы и работники заповедника. Для удобства описания будем его придерживаться и мы, но при этом отметим, что на всех известных картах Безводным называется отрог, отходящий от описанного хребта на север и разделяющий истоки рек Молчепа и Рыбья. Этот отрог в рамках нашего отчета мы будем называть «Северный Отрог хребта Безводного».

Нитка нашего маршрута выглядела так: поселок Гузерипль – г. Абаго – г. Атамажи – хр. Безводный – г. Тыбга – Тыбгинско-Джемарукская пила – ручей Джемарук – г. Джемарук (радиально.) – ручей Баговский и перевал Удобный (радиально) – г. Тыбга – лагерь Туровый – пастбище Абаго – поселок Гузерипль

Учетный отряд состоял из трех человек — меня, Игоря Бутвина и его неизменной спутницы Лены. Аня в это раз пойти не смогла, и Вустик для компании тоже остался дома, залечивать раны и копить силы для новых приключений. Игорь и Лена оказались очень гармоничной парой и прекрасными попутчиками, обладающими, помимо всего прочего, весьма богатым опытом горных путешествий и отменной физической подготовкой. Ходить по горам с такими людьми — одно удовольствие.

Игорь и Лена:

В субботу мы приехали в Гузерипль и, оставив машину на кордоне, отправились в путь.

Плотина на р. Молчепа:

В первый день мы дошли из Гузерипля до домика под горой АбагО (кстати, в заповеднике, чтобы не путаться в названиях урочище «пастбище АбАго» произносят с ударением на букву А, а ороним «гора АбагО» — с ударением на О).

Погода была уже классической для учета копытных — облачно, ветерок, дождь:). Но мы не унывали — еще бы, ведь на ужин Лена сделала отличную «деньрожденную» солянку, после которой можно было умиротворенно завернуться в спальники и неспешно засыпать, слушая шорох дождя за стеной…

Утро выдалось темным и неприветливым. Начал сгущаться туман.

Однако уже при подъеме на Абаго нам повстречались первые звери — туры.

Это был хороший знак, и мы побрели дальше. Вот и вершина. Как видно, видов не видно:)

Успешно траверсировали гребень между Абаго и Атамажи, и под вершиной последней (чуть ниже, у снежника) установили лагерь.

Дневного времени было еще много, и мы решили исследовать окрестности. Спустившись чуть ниже, мы обнаружили, что весь туман в виде облаков держится на высоте, цепляяся за верхушки гор и хребты, а ниже видимость оказалась прекрасной.

Видно даже Фишт (хоть и в дымке):

Вдалеке видим первое стадо туров.

Это самцы, они мирно щипают травку на склонах отрога, уходящего в р. Чессу. Движемся дальше. В истоках балки Федотова то тут, то там мелькают светлые точки. Уже издалека видно, что животных тут много. Присматриваемся — и точно, на одном из отрогов обнаруживаем естественный солонец, вокруг которого и оказалось максимальное скопление животных. Туры, серны, олени — все приходят на солонец. Очень здорово и радостно, когда удается встретить тот или иной вид животных и понаблюдать за ним. Но когда видишь, как все они — и олени, и туры, и серны — пасутся бок о бок — вот тут -то и ощущаешь подлинную гармонию…

Четыре ланки и спичак (у молодых оленей рога не разветвленные, острые и прямые, как спички):

Подходим к солонцу поближе. Пока мы шли, стадо туров ушло вниз по склону и уступило место на солонце сернам

При нашем приближении серны , конечно же, бросились врассыпную.

Все да не все! две серны решили порадовать нас аттракционом неслыханной жадности: поглядывая на нас с некоторой опаской они упрямо продолжали вгрызаться в почву, не желая совершенно покидать это сытное местечко.

Мы решили не испытывать их нервы и пошли дальше. Увидели вдалеке очередной домик заповедника — он располагается у самой границы леса на северо-западном отроге горы Атамажи (на картах этот отрог назвается «урочище Абаго»).

К домику решили не спускаться — он хоть и был недалеко, но сброс был приличный. По всей видимости, от домика можно спуститься к Белой и по тропе вдоль русла выйти в Гузерипль. В другой раз мы бы так и сделали. Но у нас была иная Цель..:)

На обратном пути я встретил «улыбающуюся» серну, мне даже показалось, что это была одна из тех жадин на солонце…

Еще встретилась серна с обломанным рогом (наверное, это все же серняк). Туры с обломанными рогами — это не редкость, да и сами рога часто попадаются с самых разных местах, но вот такую серну я видел впервые:

Ну и напоследок серна в зимнем наряде. Под выпавшим клоком старой шести скрывается яркая рыжеватая шерстка:

Для сравнения — серна, уже сбросившая зимнюю шубку (после этого у многих серн долго еще на шее остается «грива» из старой шерсти):

По пути назад перед нами открылись прекрасные виды на масссив Малый Чугуш:

Вернулись в лагерь довольные — еще бы, второй день учета, а уже столько зверей увидели и посчитали. Легли спать в надежде на хорошую погоду.

Утром мало что изменилось. Облака, кругом облака, обширных кругозоров так и не открылось, зато для учета видимости пока хватало.

Туры на южных склонах г. Атамажи

И вот для нас началась неизвестная часть маршрута. Если на Атамажи мы с Игорем бывали, то хребет Безводный являлся для нас совершенно неизведанным.

Вообще, люди там ходят редко. Первым траверс хребта Безводного совершил А. Багов в 1972 году, после него этот маршрут повторил И. Бормотов. Позднее совершались прохождения Безводного хребта, но они носили эпизодический характер и случались раз в 10 лет. И не зря. Мы потратили на проход от г. Атамажи до седловины под г. Тыбга 10 часов, а прошли всего 8 км! Возможно, не накрой нас плотный послеобеденный туман, мы бы прошли быстрее. но разница была бы незначительной. Самое главное — это то, что весь хребет Безводный ходится ногами, без всякого железа, веревок и прочих штук. Просто физически по нему идти тяжело — постоянные траверсы, сбросы и наборы высоты.

Траверс хребта Безводного:

По этим картинкам хорошо можно увидеть, что это за место такое — хребет Безводный и что за погода нам досталась, когда мы по нему шли:)

Сфотографировали глорию — оптическое явление, нередко встречающееся в горах:

В хребте Безводном есть одно явное понижение, представляющее собой классическую перевальную седловину. Место это известно как перевал Рыбий (среди туристов и краеведов) или перевал Олений (среди работников заповедника). Через перевал можно попасть из долины р. Рыбьего (бассейн р. Молчепы) в долину реки Чессу, в то место, где она огибает хребет Барьер. Логичный путь к перевалу Рыбьему (Оленьему) из долины Молчепы проходит по Северному Отрогу хребта безводного (см. выше), поднявшись по которому можно выйти прямо на перевал. Кстати, это Северный отрог мы траверсировали в надежде, что это поможет нам обойти скалы, образованные в месте примыкания Северного отрога к хребту Безводному. Но все равно попали на участок, где пришлось выстроиться в цепочку и передавать рюкзаки (к слову, это был самый сложный участок пути за все наше путешествие). Если бы не туман, мы при траверсе взяли бы ниже и скалы бы эти обошли. Но и так все закончилось хорошо.

Под перевалом растут живописные сосны:

и открывается классный вид на Чугуш, Малый Чугуш и хребет Барьер

Южные цирк под скалами Оленьего перевала оказался богатым на зверей. Из под носа у нас выскочил и умчался в лес крупный медведь, встретили мы там и прекрасных оленей-самцов со свеженькими рогами:

Туры и серны мирно прогуливаются по северным склонам Безводного хребта:

После траверса Безводного вам будут снится камни: большие и маленькие, плоские и острые, белые и черные камни:)) Но местами было очень красиво:

Стражи Тыбги:

К вечеру мы подошли к последней седловине перед подъемом на г. Тыбга. Ночевали метров на сто ниже седловины, у русла мощного ручья, который питают крупные снежники южных склонов Тыбги.

Утром мы поднялись на седловину и увидели остатки лагеря, о котором когда-то писали здесь на форуме

На вершину Тыбги поднялись уже в тумане. Хотя с пердвершины и удалось разглядеть кое-какие красоты в истоках Чессу:) Да собственно и саму долину Чессу!

Игорь и Лена на вершине Тыбги:

А это вид с Первой Пирамиды на Вторую пирамиду:)

От Тыбги нас ждал путь через Тыбгинский хребет в сторону г. Джемарук. На этом хребте находятся еще целых три трехтысячника, хорошо различимые со стороны, и однако не такие явные во время траверса. Один из них имеет вид пупыря, а остальные две известны под названиями Первая пирамида и Вторая пирамида.

До Южно-Тыбгинского перевала (по итогам похода мы решили называть это место не перевалом, а проходом — больно уж не похоже это место на перевал) мы шли в полнейшем тумане, и лишь громкие крики горных индеек сопровождали нас. Кстати, индеек там оказалось не мало.

Во время спуска с Южно-Тыбгинского прохода в долину ручья Джемарук (басс. р. Чессу) мы тут же повстречали крупное стадо туров.

К этим мы подкрались очень близко, убегали они очень нервно:)

Вообще же мы вступили в те края, где люди бывают еще реже, чем на Безводном. Поэтому все было интересно. Погода немного исправилась, но все же недостаточно, чтобы во всей красе любоваться массивами Чугуша и Малого Чугуша. А туры, тем временем, решили уйти повыше:

Лагерь разбили на высоте 2300 метров над уровнем моря, на покатом склоне, но спать было можно.

Забегая вперед скажу, что самое классное место для ночевки оказалось в верхнем цирке ручья Джемарук, недалеко от ледника №10, на высоте около 2500 метров н.у.м, но мы заленились туда подниматься с рюкзаками:)

Вид на Малый Чугуш из цирка ручья Джемарук:

В этот вечер мимо лагеря проходил медведь и туда-сюда шастали стайки туров.

21 комментарий

• Отлично-спасибо за отчет, не лишенный литературного изящества и изобильно приправленный шедеврами фотоанималистики! Пойду завтра смотреть — правда ли там сплошные красоты;)

• Маша Радуга

Аня, у вас совершенно потрясающие статьи и сайт!

• Ёхансон

Блестяще Митя! Великолепный маршрут, с учётной, алипинистской, краеведческой, художественной и вообще с любой стороны! В голове не укладывается как тебе он в голову пришел! Черт возьми, я радусь словно сам прошел этот путь!

• Круто. Мы в прошлом году на Удобном считали, непогода дальше не позволила пройти, хотелось и за Барьер заглянуть ниже по Чессу.

• Тыбгинское озеро похоже на синий платок:)
    Самцы туров — смешные жирдяи:)

• Как всегда прекрасно продуманные кадры, не перестаю восхищаться.
    Я вот не могу никак понять одного: как вы различаете зверей? То есть, может вы одних и тех же козлов два раза посчитали :))
    И туры гигантские какие, больше ведмедя %)

• Игорь

Нет, туры и серны дисциплинированные. Одних и тех-же два раза не посчитаешь.
      Утром и вечером была перекличка — козлы подходили, записывались… Повторы исключены.

• Алекс

Знатно, знатно. Как всегда, впрочем.

• Greg

Волшебно.

• Шикарный отчет!
    А какой примерно километраж получился за весь маршрут и максимальный/минимальный в день?
    Присматриваюсь смогла бы я или нет. Хотя учитывая свои способности можно и на меньшие расстояния ходить.

• Аня

Всего около 90 км, но в горах вообще не меряют километрами:) Это может быть за день 1000 метров вверх и столько же вниз, например, может быть по тропе набитой, а может быть по зарослям и кушерям напролом, и т.п. В один из дней на этом маршруте, например, они прошли всего 7 км, а карабкались с утра до вечера:)))
      Начинать надо не с таких маршрутов, конечно. Я не уверена, что сама прошла бы там с Митей, тк я не очень хорошо себя чувствую на скальных гребнях и т.п., а там таких участков было большинство.

• Альфред

Буквально месяц назад мы вдвоем шли этим же самым маршрутом. Хотя в горы ходим давно но такого по сложности пути у нас еще не было. Очень опасный этот безводный хребет. Больше всего меня поразило как им удалось втроем,вместе с девушкой, пройти от Атамажи до седловины под Тыбгой за 10 ! часов ! Нам на это потребовалось 3 дня ! Правда мы начали с Абаго и закончили на вершине Тыбги но тем не менее. Дальнейший путь на Джемарук у нас был запланирован но закончились продукты, поэтому очень приятно было увидеть столь качественные фото именно тех мест до куда мы не дошли. Правда ли что пила между Тыбгой и Джемаруком такая сложная и опасная ? Как же вам удалось пролезть весь Безводный за 10 !!! часов ?!!!

• Игорь

Классный поход! Спасибо Митя! Но хочу сделать комплимент твоей супруге. Фото у нее, как мне кажется, выразительнее получаются. Не в обиду. А так все очень здорово! Вам надо поставить памятник на Красной!

Читаю статью во второй раз (как впрочем и все статьи). Написано шикарно, фото бомбические! Дай Бог побывать там!