Мезмайский отпуск

(27-30 апреля 2013)

Следующий день — Гуамское ущелье. Насколько я поняла текущее состояние скандально известного дела с принуждением туристов ездить в тесном вагоне сомнительной безопасности вместо того, чтобы ходить пешком и наслаждаться видами: проход по ущелью разрешен, когда поезд не ездит, а не ездит он в будние дни, и в выходные по утрам и вечерам. Мы пошли туда в будний день, и ворота были открыты.

В этот день было невероятно жарко и душно, а в ущелье царила приятная прохлада, поэтому совершенно не собирались торопиться и проторчали там с удовольствием все самые жаркие часы.

Мост через Сухую Балку — приток Курджипса

Вид вниз с моста на русло Сухой Балки

Снегирь

Останки когда-то упавшего тепловоза

Я знала, что узкоколейка соединяла Мезмай и Темнолесскую с внешним миром, но я не ожидала, что у нее там было так много разных веток… В Мезмае нам показывали остатки шпал и лесные просеки в самых неожиданных местах. Воистину, это было путешествие не менее крутое, чем знаменитая Фломсбана в Норвегии…

Памятником узкоколейке один из вагонов до сих пор стоит посреди Мезмая. Не удержались, чтобы внутрь не залезть :)

Утром перед прогулкой в Гуамское ущелье мы зашли в один из двух продуктовых мезмайских магазинов и обнаружили там объявление:

Это было как раз 29 числа. Но пока гуляли, я совсем позабыла про театр…и вернулись мы к окончанию спектакля. Из клуба как раз выходило нарядное население поселка. Вот ужасно жалею, что не воспользовалась возможностью посмотреть «Вишневый сад» в мезмайском клубе! На следующий день спектакль был в неудобное время, да и «Отцы и дети» не так меня привлекают.

Не попав в театр, сходили посмотреть, что такое загадочная «Шестиметровка» — она оказалась просто очень глубокой (может не шесть, но, говорят, все четыре метра точно) ямой в русле Курджипса в пяти минутах ходьбы от дома, где мы жили.

Закатное солнце садилось так, что последние его лучи пробивались точно через ущелье и освещали поселок максимально долго последними розовыми сумерками.

На следующий день нас ждала дорога автомобильная, грунтовая и ухабистая — в Темнолесскую. А в Темнолесской — воздух, наполненный запахом и лепестками яблонь.

Чинарев водопад на фото часто получается непонятным в плане масштаба

А он большой!

Ну и самое прикольное в нем, что можно зайти за водопад :)

Двигаемся дальше к Университетскому водопаду

Какой же тут классный лес!!

Вот и Университетский водопад)) По тому, насколько редко в кадре появляется Митя, можно угадать, кто был главным фотографом, а кто…эээ…неглавным)))

Водопад во всей красе.

Нижний «ярус»

Там где-то мы с Машей для масштаба

Вид сбоку: видно, сквозь какую глубокую щель в скале река проточила свое русло.

А это уже снова на окраине Темнолесской — притихшая река Мезмайка, которую так приятно было перейти вброд босиком.

Похожий кадр, но это уже другая река — Курджипс. У нас на этот, последний вечер еще запланирована прогулка на т.н. обзорную точку «Сосна». Третий раз в Мезмае — и туда я попала впервые! С ума сойти можно! На самом деле, если вы в Мезмае и у вас ну очень мало времени и надо выбрать что-нибудь одно — вот на нее нужно идти (благо это совсем рядом).

Снова самшиты

Водопад Исиченко, вытекающий из одноименной пещеры. Строго говоря, это, наверное, даже не водопад, а водоскат. Как бы там ни было, это удивительное место. Мощным потоком чистейшая ледяная вода хлещет из пещеры и среди мхов и цветов вливается в мутный из-за таяния снегов Курджипс.

Приглядевшись, в левой части кадра можно заметить черную пластиковую трубу. Труба эта — мезмайский водопровод, действует второй год. Вот так между самшитов и мхов, вдоль узкой тропы над Курджипсом она тянется из пещеры до самого поселка.

Ручей Исиченко (слева), пройдя свой недолгий путь, соединяется с Курджипсом.

Идем дальше

Ну и вот она — самая популярная обзорная точка над Курджипсом. Дальше река делает поворот, из-за чего зритель оказывается окружен стенами и слева, и спереди, и справа.

С нами увязался Волчик — типичная мезмайская собака: кормится то в одном дворе, то в другом, сюда на огонек заглянет, тут поживет, и сходить прогуляться по одному из маршрутов никогда не прочь.

Еще одно интересное место, посещенное нами не в нужное время, но зато дорогу знаем теперь:) Во время сильных дождей и в период интенсивного таяния снегов из этого грота можно увидеть сверкающий радугой водопад Пальмовый, который рушится сверху и дальше ручьем течет в Курджипс.

Так выглядит его русло ниже грота

А это русло Пальмового ручья выше по течению. К сожалению, сейчас сухое — оно, как я уже сказала, наполняется только в паводок. Но даже так тут очень красиво! Нависающие над каменным ложем ручья самшиты, наверное, и дали ему «пальмовое» название, хотя не сказать, что они сильно похожи на пальмы, но другого в голову не приходит.

И на прощание во дворе нашего дома в последний вечер — дрозд на цветущей яблоне.

Удивительное место — Мезмай, неисчерпаемое, мы еще многого не увидели. Оставили на потом — и, я надеюсь, моей новосибирской подруге тоже еще удастся там побывать!

Общий трек наших прогулок можно скачать тут

7 комментариев

• Я был в Мезмае прошлым летом. Когда ходили по узкоколейке, в зарослях черемши потерял очки Polaroid — оригинальные(((
    Так что можно поискать!

• Виталий

Привет, Аня! Продолжаю с удовольствием просматривать Ваши отчёты. Я в Мезмае был в 2010 году, тоже в апреле. «Пальмовый» находился во всей красе. Удивительно, почему вы его застали в это время без воды. Обычно он пересыхает гораздо позже. А впервые в Мезмай я попал ещё пацанёнком, в начале семидесятых. Из Гуамки туда нас доставил паровозик по действующей в то время узкоколейке. Эти места — моя родина. Я родился в станице Нижегородской, год там прожил. Мой отец в 60-е годы являлся бригадиром откормочной бригады бычков на Пастбищах Лаго-Наки и Абаго. Его даже чуть не посадили, когда стадо пропало. Поэтому Лаго-Наки — моя кровь. Отсюда любовь к горам вообще. Правда, поздновато стал заниматься походами, только после сорока. Теперь пытаюсь навёрстывать упущенное.

• Андрей Lozhkin

Здорово!Отличный рассказ!Были в 2006г в Гуамском ущелье,очень понравилось,хочеца продолжения))))

• Константин

Честно говоря, случайно наткнулся на Ваш сайт в поисках отчетов о походах на озеро Хуко. Зачитался отчетами о походах, а фотографии… даже слова не сразу подберешь, скачал себе несколько буду любоваться. Скажите есть ли у Вас что нибудь по походам на Главный Кавказский хребет в районе между Семашхо-2 и Грачевским перевалом (Батарейная, ск.Хожаш, Грачев Венец)? планирую туда сходить.

• Мы сами там пока еще не были:) Рекомендую почитать у наших друзей Игоря и Лены, они очень много ходят по предгорьям и в том районе тоже бывали, вот тут у них альбомы с каждого похода http://fotki.yandex.ru/users/fttuf/albums/ и они к альбому всегда пишут подробное описание, часто с картой и тп.