Северная Надежда 2013: гонка на собачьих упряжках

16-23 февраля 2013

Продолжая рассказ, напишу о том, что такое вообще этапная гонка. Каждый день участники проходят определенную дистанцию — этап, возвращаются в то же место, откуда начали, отдыхают и назавтра — следующий этап. Более суровый формат — линейная гонка, где старт в одной точке, финиш в другой, а между ними гонщики сами решают, где и когда им ночевать и отдыхать.

На первый взгляд может показаться, что этапная гонка — это скучновато. Ну в самом деле: каждый день одно и то же — стартовали, финишировали, поели, поспали. Не проще ли один раз собраться, покататься целый день, определить победителя и разъехаться? Но на самом деле это захватывает, каждый день меняется сумма результатов, одни участники вырываются вперед, другие опускаются ниже в таблице, появляется какая-то интрига. Что касается стратегии спортсменов, конечно, здесь нет такого планирования, как для непрерывного марафона, где им нужно заранее рассчитать, сколько провизии взять с собой, чтобы хватило для следующего контрольного пункта, где сделать ночевку. Но, тем не менее, и в этапной гонке своя тактика: сохранить силы собак, вовремя сменить лидера или оставить кого-то отдыхать, рассчитать все усилия, чтобы и в начале не отстать, и к концу не выдохнуться.

По сравнению с линейной, этапная гонка доступна более широкому кругу спортсменов (для линейной гонки слишком велик вес перевозимого в нарте груза, чтобы могли участвовать шестерки собак, и уж тем более лыжники). По сравнению с гонками на короткие дистанции (спринт) — такое многодневное соревнование создает не просто особую атмосферу — особую маленькую жизнь длиной в неделю, жизнь в своем мире, подчиненном своим ритмам и законам, где все становятся друг другу родными и, несмотря на личные пристрастия каждого, на самом деле все болеют за всех.

…..

Одним из самых сложных дней гонки был третий. В этот день прошло сразу два этапа: утром 40 км и вечером еще 20 — в темноте.

В девять часов утра зимой здесь солнце совсем по-другому выглядит, чем у нас на юге, и даже, чем на широте Москвы: только-только успевает подняться над горизонтом.

Сегодня не все команды выходят в полном составе. У кого-то в упряжке пять собак или даже четыре. По правилам участник в классе «6 собак» может начать гонку минимум на пяти, а завершить минимум на четырех.

Наша команда до сих пор держалась в полном составе.

Но по завершению этого этапа, когда было пройдено 130 км, Вустику стало больно сгибать переднюю лапу, ветеринарный осмотр постановил — ночной этап пропустить, лапу восстанавливать. После сеанса массажа, намазанный специальной мазью — остался наш Вустер в домике отдыхать в особых неопреновых чулочках.

Тем временем, в стартовом городе, освещая себе путь лишь налобными фонариками, гонщики уходили в темноту .

Что чувствует человек, который мчится по заснеженному лесу в полной темноте на упряжке собак — я не берусь представить, но очень надеюсь когда-нибудь испытать.

Это было — приключение, и это была символическая середина гонки, этап, доводящий число пройденных километров до 150, а за ним — целый день отдыха и всего каких-нибудь сто новых километров…прорвемся!

Болельщикам все происходящее представало в виде огоньков от фонарей, сначала пропадающих вдали, а потом появляющихся вновь вдалеке, у кромки леса. Фотографировать в темноте особого смысла не было, но вот несколько финишей на видео:

…..

Как ни стараются убирать трассу, все равно где-то попадутся ветки, корни и прочая ерунда, лед, наст тоже оставляют царапины. В нашем домике жил Максим Любавин, представитель компании Danler в России и опытный ремонтник всего, что скользит. У него с собой был целый чемодан разных парафинов, мазей, утюгов, каких-то жужжащих шлифовальных штук и прочих таких вещей. В доме нашлась тяжелая деревянная, практически антикварная скамья, длина которой и подлокотники как нельзя лучше подошли, чтобы прикрутить к ним (временно:) держатели для полозьев. Скамью вытащили в общую комнату и устроили там мастерскую. Почти каждый день туда стаскивали полозья самых разных конфигураций, и Максим проводил кучу времени, доводя их до совершенства. Кроме залечивания повреждений, он измерял температуру снега и смотрел прогноз погоды, чтобы определить, какой мазью лучше намазать полозья на завтра.

Посреди пятого этапа случилась неприятность у лидера гонки — Вячеслава Демченко: сломался полоз нарты у переднего его конца. 25 км до финиша ему удалось проехать практически на одной лыже — и все равно финишировать первым. Но впереди оставалось еще два этапа, в сумме 50 км, а Максим, как на беду, не взял в поездку комплект для ремонта нарты в полевых условиях. Все же Максим сумел выкрутиться: в нейских магазинах нашел все, что нужно, и починил полоз (на фото ниже видна белая заплатка посреди надписи «Danler»). Все окончилось хорошо: удалось завершить гонку и победить.

…..

За ночным этапом последовал день перерыва, когда никто никуда не ехал и все отдыхали. Время можно было провести с пользой, послушав семинары о первой ветеринарной помощи, о подготовке собак на средние дистанции, о снаряжении и антидопинговом контроле на гонках.

После этого нужно было преодолеть важный пятый этап в 50 км, а затем оставались только спринтерские дистанции 30 и 20, и накал напряжения заметно спал: уже вырисовались лидеры и результаты значительно не менялись.

Очень красивый иней намерзает на деревья, флажки-метки, усы собак и бороды участников.

Массовая сцена под названием «Бася сел какать» :)) Я знаю, что этот вопрос тоже интересный, поэтому освещаю и его: конкретно наши собаки на ходу это делать пока не научились; если у задних еще кое-как получается, то когда приспичит переднему, получается вот примерно как на фото:)

…..

Меня в комментариях в ЖЖ просили написать подробнее «про собак, которые не хаски». Вот тут, между фотографиями упряжек Сергея Собова и Михаила Брагина как раз можно сделать паузу для этого.

Вообще в гонке могут участвовать абсолютно все собаки, любой породы или вообще без породы. Но результаты считаются в двух вариантах: в общем зачете и в чистопородном. Для того, чтобы идти в чистопородном зачете, все собаки в команде должны иметь родословную.

Хаски изначально использовались людьми для быстрой перевозки грузов, но когда на на Аляске придумали собачьи гонки, увлеченные гонщики, естественно, стали экспериментировать, чтобы увеличить скорость. Так получились  «аляскинские хаски» -название, которое породой на самом деле не является, потому что у них нет никакого стандарта и они бывают разных типов, в зависимости от того, чьи крови и в каком соотношении смешаны. Это примеси борзых и легавых пород (грейхаунд, пойнтер, курцхаар), а может, и каких-то еще, а сибирский хаски там может как присутствовать, так и вовсе отсутствовать. Часть из них лучше всего пригодны для спринта, другие более выносливые и более защищенные от холода — подходят для длинных дистанций.

Короче говоря, аляскинский хаски — не порода, а предназначение: максимально быстрая и эффективная рабочая ездовая собака. «Оформлять» их в «законную» породу никто и не стремится, ведь порода — это стандарт, совокупность внешних качеств, которые оцениваются на выставках, а рабочие качества нигде, кроме как на соревнованиях, не проверить.

Метисы значительно выигрывают у хаски в скорости, и на больших гонках чистопородных хаско-упряжек сейчас очень мало, но все же остаются те, кто проходит с сибирскими хаски и Айдитарод, и Юкон Квест.

На этой Северной Надежде из упряжек-восьмерок была только одна чистопородная команда у Миши Шелковина (на фото ниже), и они — второй год подряд — заняли второе место.

Почему же эти спортсмены до сих пор «держатся» за сибирских хаски, несмотря на конкуренцию со стороны метисов, на то, что с хаски в сегодняшней ситуации гораздо сложнее достигать результатов? Потому что если уйдут хаски, окончательно выродившись в диванно-выставочных красивых собак-компаньонов — исчезнет что-то очень-очень важное в ездовом спорте, забудется его история и его корни — не только гонки ради развлечения и амбиций, но и Сеппала, везущий спасительную вакцину в Ном. Я думаю так.

…..

22 и 23 февраля кроме взрослых этапов проходили еще одни старты — детская гонка «Маленькая Северная Надежда». Участвовали детки 9-12 лет и подростки 13-17    лет. Дисциплины — лыжи 1 собака, и упряжки — 2 собаки и 3-4 собаки. В первый день у них была дистанция 10 км, а во второй — 3 км.

Подготовка к старту.

Старт.

Финиш второго дня — этап коротенький, поэтому финишируют один за другим:

Фактически, в эти два дня две гонки проходили одновременно, подозреваю, что все это организовать было нелегко, но никто никому не помешал.

…..

На трассе не обойтись без обгонов. Им посвящен отдельный раздел правил, и на собрании перед гонкой маршал говорил о них довольно много. Я так поняла, что это скользкая тема, не обходящаяся без жалоб и взаимных претензий. Смысл такой, что если тебя нагоняют, значит, ты слабее — остановись, придержи собак и пропусти. Не меньше, чем добрая воля гонщика, важно тут и воспитание его собак: никто в этом процессе не должен рычать, кидаться, драться и путаться! Для этого нужно участвовать в соревнованиях, потому что не у каждого есть возможность тренироваться с кем-то еще. (У нас в Лагонаках, например, Тане обгонять вовсе некого, разве что снегоходы). Но судя по тем обрывкам впечатлений, что мне удалось услышать от гонщиков Северной Надежды, здесь все обгоны прошли на уровне!

Финишная прямая предпоследнего этапа: все вкалывают!

Наша команда:

Последний финиш, осталось совсем чуть-чуть! Арсений Белорусец:

Михаил Брагин:

Ярослав Мастеренко — победитель в скиджоринге:

Дмитрий Смирнов:

Алексей Перевозчиков:

Дудкин красиво финиширует с флагом Чувашии:

а Котов, Чернатов и Букшин красиво финишируют втроем. Эмоции!!

Ну, последний рывок!!!

По Таниной упряжке можно увидеть, что я в прошлом посте не зря писала о недолговечности тапок: наши все уже обуты с бору по сосенке:

Бельгийцы Тристан и Винсент Кедут финишируют по-братски:

Ну и немного фото с награждения:

…..

Я очень, очень рада, что мы приобщились к такому классному делу и познакомились со всеми этими замечательными людьми.  Спасибо за отличную компанию Мише, Леше, Максиму и Маше, у нас был отличный, теплый и уютный дом, такой, что я до сих пор вспоминаю его в мельчайших деталях. И, конечно, огромное, не поддающееся описанию спасибо Тане и Сергею: без них для нас не было бы не только гонки — не было бы Вустера, не было бы хаски, не было бы всего этого собачьего мира в нашей жизни. Надеюсь, наши ленивые тренировки с велосипедом и неленивые сотни километров по горам помогли Вусту пройти это испытание.

Надеюсь, что не в последний раз!



6 комментариев

  • Хорошее дело!
    Как видно, репортажи Вам тоже удаются.

  • Влад

    Сейчас прочитал ваш репортаж и вспомнил, что видел этих собак и женщину (которая в упряжке) в Лаго-наках. Помню ещё купил картину и магнитики с хасками :)
    Спасибо Вам за отчёт!!!

    • ага, это они:) в этом году из-за тренировок и малого количества снега ниже плато не получилось устраивать катания на собаках для всех желающих, а прошлой зимой это было очень прикольно. надеюсь, получится в следующем сезоне.

  • Андрей Lozhkin

    Отличный репортаж!Классные фотки,Аня,брака не увидел)))Вустер молодцом!

  • Владимир Николаевич

    Спасибо за интересный и увлекательный репортаж. О гонках на собачьих упряжках читал впервые. Поймал себя на мысли, что переживал так, как будто там присутствовал. Буду дальше посещать ваш сайт — столько интересностей!!!

Написать комментарий


© 2010 - 2024 Аня и Митя Андреевы

В оформлении сайта использованы рисунки Марии Филатовой


Использование любых материалов этого сайта разрешается только с согласия авторов.


FAQ: часто задаваемые вопросы


Наши контакты:

Тел.: +79189928495 (связь по вотсап)
telegram @mountaindreams.ru
email no_surpises@mail.ru
mountaindreams.ru
mountaindreams.guide
Митя Андреев


FAQ: часто задаваемые вопросы