Большой поход по Имеретинским озерам

(24-31 июля 2012)

Когда я в первый раз попала на Имеретинское озеро, окружающие его горы показались мне неприступными стенами, и даже в голову не могло придти, что тут есть какие-то перевалы, на которые можно как-то залезть и куда-то там перевалить:)

Спустя пару лет мы прошли с Имеретинских озер на озеро Инпси и оттуда на Кардывач, но переваливали в долину Цахвоа оттуда, где застала нас снежная непогода той осени — с озера Цындышхо. В этот день мы решили опробовать сразу два перевала от озера Безмолвия, чтобы знать, что они собой представляют, и заодно посетить озеро Теплое.

Перевал Киевских безработных, он же Панорамный (мне больше нравится второе название) выглядит с большинства ракурсов как совершенная жесть! Он даже на перевал-то не похож!)

На самом деле он, конечно, не такой, каким кажется, но все равно очень крутой. Тем не менее, для перемещения из долины Имеретинки в долину Цахвоа, его используют чаще всего, по-моему. Но я к нему вернусь позже.

Сначала мы пошли на другой перевал — Имеретинский (он же ОЛИКО) — 2930 м, который издалека выглядит все-таки получше:) Довольно быстро мы налегке на него забрались и без особых сложностей. По крайней мере сейчас, когда снега минимум.

По пути наверх открывался вид на озеро с непривычного ракурса — с «торца». А справа наверху виднеется синий лоскуток — озеро Буша.

Вся правда о худом летнем Вустере! Активные походы — лучший фитнес)) Жду с нетерпением, когда он осенью обрастет новой шерстью, чтобы перестать отвечать на вопросы «Почему вы его не кормите?» :)

Вот еще одна фотка из митиной статьи, на ней я хочу показать, что мы вышли не на сам перевал, как он указан стрелкой, а обошли снежник слева. (Снежник в этот раз был поменьше, чем на фото)

На перевале мы сняли записку Рябухина и Гашкова от 18 августа 2011 г. Они хотели подняться на Имеретинский Шпиль, но подвела погода. С перевала виден путь дальнейшего подъема на эту гору (3189,4 м). Снизу она кажется доминирующей среди всех надозерных вершин, хотя пик Ставрополь немного выше ее (3251,2). С берегов озера она кажется совсем отвесной, а с обратной стороны, как видно, очень даже реально подняться.

Времени на подъем на Имеретинский шпиль у нас не было, т.к. мы в этот день проспали и потом еще задержались с выходом. Но надо же что-то на другой раз оставить:)

С обратной стороны перевал Имеретинский более пологий и легкий

Надо заметить, что большинство перевалов, которые мне попадались у нас на Западном Кавказе, такие: с одной стороны вся крутизна и сложности, на которые он способен, а с другой стороны — более полого и просто. Исключением мне показался перевал Панорамный (Киевских безработных), потому что я как ни вертела его в голове, так и не смогла угадать, где же у него «простая» сторона)))

Путь вниз ведет в Браконьерскую балку, в которой одно за другим синеют два озера.

Первое из них на треть забито нерастаявшим снегом — единственное нерастаявшее озеро, которое нам попалось на пути за весь поход. Над озером хорошо видно перевал Рыбакова (2890 м), соединяющий правый и левый истоки Браконьерской балки.

А второе озеро примечательно маленьким островком-отмелью из камней:

Вообще симпатичные озера! Но рядом с мощной красотой Большого Имеретинского озера или озера Буша кто их, бедняг, приметит? Только тот, кто воспользуется Имеретинским перевалом и пойдет через Браконьерскую балку:)

Мы не стали спускаться к озерам, а сбросили немного высоту и пошли траверсом. Вот тут на фото я в процессе траверса) Отдыхаю, потому что я ненавижу всей душой эти траверсы! Ненависть начинается от определенного угла склона, мне бы прямо замерить этот угол, интересно, от какого именно!

А вот Митя с Вустером — шагают себе и не парятся:)

Наконец, траверс сменился на краткий подъем, и перед нами маленькое безымянное озерко, а за ним живописно построились кардывачские горы — Кардывач Главный, Кардывач Узловой, Цындышхи, Лоюб…

Озеро между собой для идентификации прозвали «Обеденное», т.к. нас тут одолел голод:) Очень милое озеро, на самом деле!

После нашего обеда я поднялась на небольшую вершинку, предположив, что оттуда можно увидеть озеро Инпси. Оказалось, нельзя. Увидела только малюсенький бирюзовый осколок — это водоем под названием «озеро Трех разведчиков».

Теперь нам рукой подать оставалось до озера Теплого, но пройти это расстояние было непросто. Между нами и озером лежал небольшой скалистый гребень, на который нужно было сначала подняться (это было легко), а потом спуститься вниз. Короче говоря, несколько минут мы чувствовали себя Фродо и Сэмом в той главе, где они никак не могли спуститься со скал Эмин Муил. Но в конце концов выбрали путь спуска, и потом, глядя на него снизу вверх, убедились, что он был самый оптимальный.

К сожалению, это единственная наша фотография озера Теплого!

Дело в том, что тучи стремительно закрывали небо, и нам очень хотелось искупаться в озере и проверить, действительно ли оно теплое, пока не пошел дождь. Потому что, когда пошел дождь, уже как-то обидно и бессмысленно купаться)))

Озеро действительно оказалось теплым. Экспозиция склона (долго светит солнце во второй половине дня), пологие берега (нет тени) и небольшая глубина делают свое дело, и температура воды примерно как в море в середине мая (+16). Можно прям плавать, а не просто заскочить и выскочить:) Вустик к нам тоже присоединился, купались всей семьей)) Но недолго. Успели одеться, и дождь все-таки пошел. Но у нас он ограничился мелким накрапыванием, а в районе Цахвоа гремела нешуточная гроза. Оглядываясь на грозу, мы полезли на перевал Панорамный.

Это я сфотографировала подъем на каком-то этапе, но убей не скажу, где там именно сама точка перевала:) Митя в сложных местах подбадривал меня фактами — например, о том, что тут прошла целая группа московских школьников, давших перевалу еще одно название — Марьинский, в честь своего микрорайона. «Это, наверное, были какие-то школьники-альпинисты», — бурчала я и продолжала бояться)) Вообще нам не было стопроцентно понятно, как подниматься, и скорее всего, мы делали это не по самой оптимальной траектории. Но забрались кое-как и ладно:) Сверху тусовалась целая куча туров, скорее всего тех же, что мы видели на Имеретинском озере в первый день, но сейчас они нас не радовали, потому что сбрасывали вниз камни!

Оглянулись мы с перевала назад, на утихшую грозу и кусочек Теплого, выглядывающий из-за склона:

и уставились вперед, а там вид открывается такой, что можно смотреть бесконечно. В котловине Большого Имеретинского озера скопились облака, и сначала мы почти ничего не видели, но они постепенно расходились, как театральные кулисы. Благодаря облакам возникало ощущение, что мы смотрим из самолета:)

Горы за озером еще были освещены золотистым солнцем, а само озеро уже лежало в тени, к сожалению. Хотелось бы, конечно, пораньше чуть-чуть этот вид застать.

А еще на облаках мы увидели глорию — радужное свечение вокруг наших теней. У нас был в тот момент сильно широкоугольный объектив нацеплен, поэтому снять не успели толком:

На перевале имелась записка алкотуристов, как они сами себя поименовали)) Лисицына, Овечкина, Овечкина и Резниченко. Они поднимались сюда от озера радиально 5 сентября 2010 г. Вообще, насколько я помню, там в прошлом году группа Дороша осенью как минимум проходила, но, видимо, они не стали писать записку.

Крупным планом озеро Буша и под ним маленькие — Географов и Ривьера:

Спуск с перевала на самом деле очень крутой! Но, наверное, все-таки сторона, обращенная к озеру, у этого перевала проще, чем противоположная. Там просто сыпуха и можно погружать пятки в камни и немножечко съезжать. Мы, кстати, преследовали еще одну цель: посмотреть, хотим мы завтра с рюкзаками подниматься на этот перевал или нет. Решили, что не хотим:) Хороший перевал, очень впечатляющий, но не два же дня подряд!:) Поэтому мы выбрали другой путь, о котором поведаю в на следующей странице.

Вот мы уже почти спустились:

Если присмотреться, можно увидеть на ближнем берегу маленькое оранжевое пятнышко — у нас в этот вечер появились соседи. Но мы жили на другом берегу и друг другу не помешали. Если не считать Вустера, который, естественно, поперся знакомиться, со всеми поздоровался, потом пошел с нами в лагерь, но с полпути вернулся — решил попробовать остаться на ужин, не добился больших результатов (может и сожрал чего, нам было не видно) и в сумерках вернулся на базу. На следующий день этот змей явился к ним на завтрак и вдобавок решил проводить ребят, которые собрались и выдвинулись на пять минут раньше нас. Мы теоретически знали, что он немножко пройдет с ними и вернется, а практически нервничали, не выдержали и пошли вернули его. Вот, это хаски, кому нравится эта порода заочно за красоту и выносливость, получите-распишитесь «особенности характера»:)

Смотрит задумчиво на соседский берег: «Эх…может, надо было их к себе пригласить? С тушенкой…»

Завершить тему Большого Имеретинского озера хочется несколькими фотографиями, сделанными перед уходом на следующее утро.

Хотелось увидеть, как горы отражаются в озере, но озеро капризное, зеркалом служить согласное только в моменты полного безветрия. В это утро дул легкий ветерок, достаточный, чтобы поднять небольшую рябь, и все, вместо зеркала — матовая бирюза.

Теперь мы идем на озеро Черное.

44 комментария

• Алексей

Читая рассказ, параллельно поглядывая на карту вашего маршрута, сложилось впечатление, что я его тоже прошел.
    Тоже хочу вабраться в этот район.
    Молодцы!

• Вячеслав

Алексей меня зовут Вячеслав и 19 августа в понедельник я с другом и дочкой планирую выбраться к имеретинским озёрам на 5 дней с дорогой. Стартуем из Майкопа Если не передумали мой № 89034658601

• freeride\рома

fantastic!

• Алексей

Хочется поблагодарить за отчет и ценные фотки, за возможность опять побывать, где мы ходили в начале октября 2011 с Юрой Дорошем через киевских безработных а накануне поднимались на Инпси. Видели вас на энгельманке через пару дней после того…еще раз спасибо — всегда так интересно читать вас.

• Вы для меня инопланетяне! Не могу оторваться от фотографий, классных коментариев. Кажется, что это все легко и просто, хотя знаю ,какой труд и тренированность и подготовка стоит за этой легкостью.Спасибо хоть за заочную возможность побывать в таких потрясающих местах.Желаю удачи во всем. Забрала ссылочку, чтобы в любой момент можно было «улететь» туда :)

• Отличный отчет! Спасибо за разведку и кучу топонимов, которых нет на картах. Намедни прочитал вашу записку на перевале Киевских безработных и положил ее обратно. А перевал ОЛИКО нам показался со стороны не то что круче Панорамного, а совсем непроходимым. Там надо проползти по травяной полочке между отвесных скал метров 200. Страшно подумать! В другой раз может посмотрим его поближе.

• Молодцы, клёво всё излазили. Мы прям загорелись по вашим следам как-нибудь дунуть. А то дальше верховий Имеретинки не были.
    Завидую что смогли выложить тут фоты и тексты. У меня никак руки не доходят — а есть клёвые смимки с октябрьского Загедана )

• Аня

Рада тебя тут видеть:) Хотелось бы посмотреть на Загедан,да еще и октябрьский, мне всегда нравятся твои фото!

• Андрей

Александру: напомните пожалуйста, что-за перевал киевских безработных? в 1991 ходили к озеру Безмолвия. В группе был Саша. Звали его в шутку киевским безработным (что соответствовало моменту в его непростой жизни). И была потом тема назвать что-то после сашиного ухода. Неужели это имеет какое-то отношение к вашему перевалу?

К сожалению, перед предыдущей писаниной, но посмотел весь отчёт,-разволновался. Вы, Аня и Митя, стрелочкой указали на перевал киевских безработных и я узнал его. Похоже, что с нашей подачи его так зовут, а именно омичей Володи Шевырногова и Коли Безбородова, которые предложили назвать его так. Удивительно, что и 23 года спустя название сохранилось. У меня вопрос: а со стороны Абхазии есть разведанный маршрут на имеретинские озёра? Хочется покороче маршрут выбрать,- ВРЕМЯ и время.

• Привет! не только сохранилось, но повергает туристов в недоумение, никто обычно не может понять, что за киевские безработные такие))) Мы вот попытались пролить свет на название перевала в этой статье: http://mountaindreams.ru/2012/02/imeretinskij-gornyj-uzel/
      и тут вы, очевидец и попутичк того самого безработного Саши, как здорово:)

Насчет Абхазии — не знаю, не думаю, что кто-то рискнет пересекать государственную границу нелегально… Обычно все ходят с Закана и обратно, что проще и быстрее всего, или второй популярный вариант — сквозной маршрут Имеретинские озера — озеро Инпси — озеро Кардывач.

• Андрей

Я могу добавить, что это были очень замечательные дни в в первой половине августа 1991. Прекрасный был состав группы. 8 человек (6 ребят + 2 девочек). Туристы, не скалолазы, но страховку установить могли. Верёвка, 2 подвесных системы, железа немного… Хороший уровень фотосъёмки.
        Володя Шевырногов — командир (как записано у Вас «гляциолог»), известный в Омске фотохудожник. Коля Безбородов- завхоз группы, превосходно умел наполнить свои фотогафии светом. Я всегда поражался этому его таланту. Саша Киевский (не помню уже Фамилию) был очень примечательной личностью. Добрейший человек и очень упорный. При росте в 2 метра весил не более 65 кг, ни разу ни на что не жаловался и всегда боролся сам с собой. Хороший товарищ, но локти его, как и все выступающие части тела были очень остры и мне как соседу его в палатке очень доставалось. Он был из Киева. Был ещё Саша из Новосибирска. Девчёнки- омички. А я в то время жил в Белоруссии. Собирались в Пятигорске- оттуда- Архыз — Долина Водопадов- Архыз- Закан- Имеретинские озёра- перевал КБ- побережье ЧМ. Было ощущение эйфории, девчёнки настраивали на романтический лад, горы и озёра создавали остальной непередаваемый фон. Я читал, что нашли записку в туре. Так оно похоже и было. Володя потом на «точке» со смехом вспоминал её. Но года через 2-3 я изготовил из нержавейки табличку для по просьбе В. Шевырногова. Не помню текста, но что-то не претендующее на высший стиль. Вроде он хотел на перевал этот её установить. Знал он или нет про название перевала, -не могу утверждать. Очень вероятно что да. Он вёл переписку с Ефремовым, и мог знать. Мне он привозил книгу от Ефремова «В стране горных озёр» с автографом автора. Я в абхазию не пошёл, а вернулся в Закан с ещё 2 членами группы. Может мы и не заслужили чести, что-бы давать название перевалам, но мне очень приятно что есть такой перевал, мне вспоминаются мои друзья и мимолётные мгновения молодости.

• Аноним

Подскажите где эти озера находятся и как туда попасть

• Катерина

Третий раз уже просматриваю ваш отчет… Брежу идеей похода на Имеретинские озера уже полгода наверное :) Красота невероятная!

• Вячеслав

Здравствуйте Аня! Собираясь в конце июля сводить дочку и двух друзей к Имеретинским озёрам просмотрел ваш отчёт и не смог удержаться от респекта в Ваш адрес отчёт действительно великолепный особенно фото, собирался сходить туда в Августе прошлого года но не успел вовремя оформить погранпропуска. В этом схожу обязательно, как только закончится запрет запрет связанный с эпидемией на ящур! Хочу задать пару вопросов если вас не затруднит ответьте. Есть ли телефон кого нибудь в Курджиново кто может подвести нас до Закана и забрать обратно! Ну и как я понимаю пропуска в заповедник можно без особых проблем оформить непосредственно на кордоне Закан?

• Евгений

Здравствуйте, Анна!
    Отчет оооооочень познавательный и читается на одном дыхании!
    Подскажите пожалуйста! Можно ли получить пропуск заповедника на кордоне Закан?
    Или нужно где-то заранее брать?
    Погранпрпуска у нас есть!

• Аня

Добрый день! Погранпропуска в этом году на Имеретинские озера не нужны. На кордоне Закан пропуск сейчас не дают, отправляют на кордон Карапырь (дальше по дороге вдоль Лабы). Попробуйте договориться в конторе заповедника в Псебае, чтобы выписали пропуска там, все-таки это по дороге.

• Андрей

Скажите пожалуйста, а что за собачка такая прикольная, в смысле порода ?

И еще вопросец, как с Вами связаться, не могу тут найти ваше мыло, есть вопросец по хождению и по собачкам …

• Вячеслав

Собираюсь с 19 по 25 августа в поход к Имеретинским озёрам. Стартуем из Майкопа если кто захочет примкнуть милости просим!

• Ну вот, добились мы своего — победили Олико 14.08. записку нашли, но она нечитаема вообще. Оставили свою — группа припадошных из Ставрополя. Всем привет!)

• Владимир

Здравствуйте! Спасибо за такую великолепную работу. В нашем походе к Имеретинским озерам очень она нам помогла. 30.08 поднялись на перевал «Поднебесный». В туре лежали две записки. Ваша от 26.07.12г., и туристов из Ростова-на-Дону от 17.08.12г. К сожалению в Ваш пенал попала влага, но записка в хорошем состоянии. Мы ее немного просушили и, завернув в полиэтиленовый пакет оставили в туре вместе со второй запиской. Я тоже, как и предыдущий товарищ в Ставрополе живу. Еще раз спасибо Вам за труд.

Здравствуйте, Аня!

Вдохновившись Вашим замечательным во всех отношениях отчётом, я собрался с ребятами на 4 дня на Имеретинские озёра. Синоптики обещают окно хорошей погоды в Псебае с 8 по 13 октября. Пробил в инете и телефончик водилы ГАЗ-66. Цену он загнул космическую — от Псемёна до Закана через Карапырь (пропуска). У меня к Вам вопрос: сколько реально это стоит и не поделитесь ли контактом Ваших знакомых водил? Спасибо.

• Роман

Здравствуйте Аня!Мы были на Имеретинке в августе 2013г.. На обратном пути познакомились с вашим папой, он и рассказал нам про Вас, рссказал про Ваш сайт.Вот решил посмотреть. Мне понравились ваши фото и описание похода.Спасибо. Если можно расскажите как лчше и проще попасть на попасть на Кардывач,нужны-ли там какие пропуска.Спасибо.

• Вадим

Прикольно, разминулись немного, был там 26-27 июля. Времени мало конечно было, но был на оз.Буша, оз.Имеретинское. Ночевал в домике, в котором еду вы не нашли)))

• Евгений

C удовольствием прочитал ваш фотоочерк. Сам планирую при первой возможности отправиться туда. Не знаю, когда это у меня получится, но сделаю обязательно! Спасибо за красивые фото и интересный рассказ.

Здравствуйте, Аня!

Собираемся на пяток дней на Имеретинские. В октябре наша поездка так и не состоялась, так как погранцы перед олимпиадой те места закрыли. Насколько я помню, Вы тогда на Кардывач ещё успели проскочить. Ваш замечательный и подробный отчёт конечно же возьмём за основу. Не поможете с контактами водил до Закана? Если таковыми располагаетет.

Спасибо, Аня! Удачных Вам путешествий и интересных материалов.

• Очень красивые фотографии, за описание отдельное спасибо.
    Замечательный отчет!

• Виталий

Здравствуйте, Анечка! Ну вот, благодаря Вашим чудесным, высокохудожественным и глубокосодержательным работам, открыли и мы для себя замечательный, доселе неведомый заповедный уголок Имеретинских озёр. За что огромное Вам спасибо! Вашу заслугу как толковых путеводителей, умеющих достоверно передать атмосферу и колорит окружающей действительности в этом отношении переоценить невозможно. Июльский отчёт по Имеретинке на http://vitaliverba.livejournal.com/1566.html Есть весьма удачные фотки, достойные и Вашего внимания. В октябре прошлого года мы туда пролетели, так как погранцы перед олимпиадой довольно рано этот маршрут закрыли, хотя Кардывач ещё был открыт, что меня не мало удивило. Зато этой осенью, уже с сетября, если не савгуста, КГПБЗ закрыл Кардывач,якобы из-за перегруженности маршрута. Бред какой-то! И теперь мы наоборот, пролетели с Кардывачом. Я там ни разу не был и аналогичным образом заразился желанием туда попасть благодаря опять же вашим отчётам. Летом туда не хочу. Подозреваю, что летом это лесистое озеро себя не явит во всей красе. Туда надо в золотую осень попасть. Вам, как любителям озёр, категорически рекомендую Муруджинские озёра в Теберде, если ещё там не побывали. Фантастика! Можно взглянуть на http://vverba.livekuban.ru/blog/526516

• Даниел

Очень красиво!
    А вы слышали про озеро Сылтранкёль и про озера Тобаварчхили??

• Диана

Анечка, срочно помогите! В воскресенье выходим в поход на Имеретинские озера. Не с кем оставить собаку, хотим взять её с собой. В интернете прочитали, что с собаками не пускают в заповедник. У вас на фотографиях видели вашего питомца. Напишите какие могут быть проблемы. Если с собакой пройти безнадежно, посоветуйте какие-нибудь другие места. Поход рассчитан на неделю. Заранее спасибо!!

• Игорь

Доброго времени суток. У вас случаем трек этого путешествия не сохранился? Думаем в июле побывать в тех местах.