Вокруг Тхача или первый поход Вустера

(1-3 апреля 2011)

Первый раз ходила в такой большой группе…эээ…вообще первый раз ходила в группе)) ну надо же было попробовать:) В общем, это весело, но малоэффективно. Когда ты привык, что за 10 минут привала вдвоем можно пообедать, то…в общем, представьте, как долго только вода одна кипятится на 18 человек:) Одно преимущество: дольше отдыхаешь (тк надо ждать пока вся группа соберется и потом чтобы последние тоже отдохнули), поэтому идти не тяжело.

В первый день мы доехали от Сахрая к повороту на Колокольню и оттуда стартовали пешком. Я первый раз ехала в ГАЗ-66, правда, не в кузове — нам с Вустером отвели место в кабине. Машина зверь! Там одних ручек передач три штуки! Интересно поговорила с водителем Владимиром. Он уроженец Брилево — поселка лесорубов, от которого осталось только название на устаревших картах. Сейчас на его месте нет ничего — лес и все. А было там больше жителей, чем сейчас в самом Сахрае! То есть, около тысячи. Дорога, по которой, увязая по все колеса, наш грузовик ехал со скоростью, наверное, максимум 20 км в час, в те времена была такой же, грунтовой, естественно, но поддерживалась в таком состоянии, что можно было на мотоцикле доехать до Сахрая за 6-7 минут. Была своя школа, кино, магазин. Электричество включали и выключали по часам, но можно было упросить выключальщика сделать отбой попозже по особым случаям. Не было ни замков, ни заборов.

К Колокольне поднялись часа за три, оттуда дошли примерно до половины пути между Колокольней и балаганом Ветренным и заночевали в зоне леса. Сплошной снежный покров начинался в лесу примерно на высоте 1450 метров. По пути нас накрыло грозой с градом. Гроза в окружении снега очень необычно воспринимается. И она была близко: вспышка молнии — тут же шарах гром — фигак порция града с неба. Град сменился мокрым снегом, а потом все кончилось. В этот день я сфотографировала только нашу стоянку:

На второй день, в субботу, мы обошли Тхач и спустились к истокам реки Ходзь.

Утро:

Снег был большей частью плотный

но иногда можно было провалиться вот так:)

Виды вокруг: Тыбга и Джемарук

Малый Тхач, а за ним Джуга:

Малый Тхач, за ним видна Джуга

А тут мы спускались (видны Чертовы Ворота):

Подножие Тхача. Видны Чертовы Ворота.

Видели тетерева кавказского (эндемик, занесенный во все Красные книги):

Тетерев Кавказский

Уговорила собаку посидеть на месте:

Вот они какие, эти ваши горы!

Ну я побежал!))

Наконец, мы отошли от Тхача на достаточное расстояние, чтобы взглянуть на него во всей красе:

Большой Тхач

А здесь он с новой для меня стороны:

Чешем к месту обеденной стоянки:

Снега становится все меньше, и в лесу появляются подснежники:

Подснежники

Вустер:

Сверимся с картой:)

В этот день мы заночевали недалеко от истоков Ходзя, в аккурат напротив скалы Опасная. Там уже было очень сыро и серо, что вечером, что утром, поэтому толковых фото нет.

Очень душевно провели вечер субботы:))) Я уложила «ребенка» в палатку спать, уютно вытянув лапы на спальнике, и присоединилась к посиделкам у костра. Они включали в себя «бейлиз» из спирта, сгущенки и кофе, песни под гитару, «желтых плазмоидов» — загадочные огоньки фонаря, которые вдалеке, будучи ЕЩЕ трезвыми, видели только мы с Мишей Галушкиным и нам никто не верил, а потом еще две девушки сподобились узреть это явление, так и оставшееся для нас загадкой, экспромт-доклад о психологии малых групп в походе и еще многое другое:)

С утра еще пофотографировала игры Вустера на снегу:

От нашей стоянки мы спустились вниз, прошли еще немного траверсом и нашли вход в пещеру. Вот тут его видно на фоне

Вход в пещеру Амбицукова

Но залезть в него затруднительно, проще сделать это через грот с другой стороны:

вылезаешь, а там вот так:

Пещера Амбицукова Пещера Амбицукова

Ну и еще несколько кадров (со вспышкой встроенной) в пещере

Дальше мы спустились к Ходзю (который очень живописно начинается огромным водопадом, но за деревьями было плохо снимать)

Река Ходзь

По его руслу мы шли до тех пор, пока река не вошла в каньон с высокими стенами, и двигаться вдоль нее стало невозможно. Тогда мы снова поднялись наверх, а там нас ждали жуткие гряземесные дороги и волоки до новой встречи с нашим грузовиком.