Имеретинка– Инпси– Кардывач

(6-14 октября 2010)

День 6: Продирание вдоль Цахвоа к озеру Инпси

…твою мать!

Мокро, мокро, мокро! И вся долина в снегу…

долина Цахвоа

Все, больше в этот день у меня нет ни одного снимка:) Но у меня есть, что сказать о нем! Весь день шел мокрый снег, и весь день мы продвигались вверх по реке к озеру Инпси. От домика туда сразу повела такая обнадеживающая тропа, широкая, с маркировкой… Ну, думаем, пройдем уж как-нибудь, промокнем, у пограничников на озере высушимся. Но очень быстро тропа уперлась в какой-то жуткий завал из упавших стволов и криволесья, наводивший на мысли не то об урагане, не то о репетиции апокалипсиса, а потом и вовсе потерялась. Нет, иногда мы ее находили. А потом снова теряли. Один завал сменялся другим, и мы как-то умудрялись сквозь них продираться, шаг за шагом. Как только нам казалось, что это безумие, мы не можем лезть так все 12 километров до Инпси, что надо повернуть назад — как снова обнаруживался нормальный участок тропы. Но мало помалу мы продрались так далеко, что понимали: ни до озера, ни назад к полянке с домиком мы сегодня уже не успеем дойти.

Не было понятно, идет ли снег с неба — достаточно было того, что он в изобилии сыпался с деревьев. Мы промокли, замерзли, ужасно задолбались, но каким-то образом все-таки двигались вперед. Но световой день кончался, нужно было где-то ночевать. Нашли пятачок на берегу, там, где в Цахвоа впадал небольшой ручей, и как-то сумели приткнуть на нем палатку. У меня сейчас такое впечатление, что ручей протекал у нас прямо в тамбуре))) Переоделись в сухое, вскипятили воды (Митя умудрился опрокинуть в тамбуре котел и устроил нам баню))), я выпила на всякий случай пакетик тера-флю, а Митя приложился к «Бабе Дуне»)) и уснули. Всю ночь продолжал идти мокрый снег, а дерево, под которым стояла палатка, дополнительно сбрасывало нам на крышу снежные снаряды с веток.

День 7: озеро Инпси

Утром мы были каким-то чудом сухие, хотя спальники снаружи влажные, и стенки палатки внутри совершенно мокрые. Вообще влажность окружающего мира была просто невыносимая. Выпили чаю, влезли в мокрые шмотки и продолжили путь.

Этот участок был поприятнее. Тропа вышла наверх, поднялась над лесом и уже почти не сбрасывала высоту.

долина Цахвоа

Видели на дереве белку:) Туман отступил, и долина Цахвоа, открывшаяся внизу, наводила на мысли, что все-таки мы вспомним ее и добрыми словами:) Красиво там, как ни крути.

Мы снова вышли к реке. Здесь ее истоки: озеро, дающее реке начало, уже совсем близко.

Ну вот и оно, Инпси. Оно же Дамхорс, оно же Цахвоа по разным вариантам. Но мы привыкли к названию Инпси.

озеро Инпси

Озеро ОЧЕНЬ интересное! Я рада, что мы теперь видели все три больших озера, лежащих в зоне леса: и Кардывач, и Ачипсту, и Инпси. Но посмотрели мы его совершенно мельком, нужно будет непременно вернуться туда, обойти его со всех сторон, забраться повыше и взглянуть сверху… А в этот раз мы долезли до избушки пограничников (а там нельзя было идти, нужно было именно лезть! безумное скопление валунов, криволесья, каких-то заводей и загибов в истоках реки, и все это по колено засыпано снегом), по пути съев куст черной смородины :)

показали им свои пропуска, выпили горячего кофе, разложили и развесили все мокрые вещи в теплой комнате с печкой, которую нам гостеприимно предоставили, и сидели сушились, изредка совершая вылазки в туалет в одолженных у ребят шлепанцах:) Ясная погода долго не продлилась, довольно скоро опустился туман и прогулки по берегу все равно не имели особого смысла. Кстати про туалеты! У пограничников они всегда без дверей!!))) Ну я понимаю, они ж там одни мужики:) Опять же, сидишь с видом на окрестности, наблюдаешь обстановку)))

Вообще у пограничников мне понравилось. Там был котик!! Они привезли его с собой:) Ну, конечно, там были и собаки, целых две: молодая овчарка, которая была очень не прочь погладиться и, почесаться за ухом и т.п. и еще одна собака чисто для гавканья — по-моему, от той больше толку не было) Но кроме них — еще котик! А в походе так хорошо вдруг встретить котика)) Он приходил, ложился мне на живот и мурчал:)

Узнав, что мы собираемся идти через перевал Кардывач, нам дали понять, что мы, конечно, чокнутые, но если нам так хочется… Да не то, чтобы нам прямо очень хотелось, но нам домой хотелось!))) Короче говоря, легли спать с намерением «завтра смотреть по погоде».

День 8: озеро Инпси — перевал Кардывач — озеро Кардывач.

Погода с утра была чудесная, солнечная. За ночь мокрый снег подморозило, он покрылся твердым настом. Мы собрались (это было сделать сложнее, чем обычно, потому что наши вещи из рюкзаков распределились по всей пограничной обители, но зато…все было сухое! восхитительно сухое!:), попрощались и пошли наверх.

озеро Инпси
скала Лопата

Избушка пограничников, вид сверху:

кордон пограничников на озере Инпси

Конечно, облака стремительно собирались над нами, и перли они как раз из-за нашего перевала. Но так, все равно было приятно оглянуться назад и увидеть синее небо.

долина Цахвоа

Эта скала называется в народе «Лопата». Нам нужно было решить, с какой стороны ее обходить. Слева короче и круче, справа более полого, но более долго. Мы выбрали слева.

скала Лопата

Вот мы уже повыше:

А впереди:

Снег был глубиной где по колено, а где и выше. Мы поднимались на перевал около 7 часов! Конечно, трудно было в основном Мите, потому что он шел впереди, а я по его следам. Я несколько раз попробовала пробивать тропу впереди — меня не хватало больше, чем на десяток шагов…

Чем выше мы поднимались, тем плотнее становилось облако вокруг нас. Когда мы, наконец, оказались на перевале, не было видно вообще ни-че-го. Все пустое и белое: под ногами, над головой, справа, слева — везде. Вдобавок, конечно же, ветер, и мелкий снег в лицо. Шли по приборам, в смысле, по gps, а как без навигатора в такой ситуации — даже не знаю. Наверное, остается только сесть и ждать, пока туман пройдет?..

У нас был наш собственный прошлогодний трек от перевала вниз, к озеру Кардывач. В прошлом году мы не проходили через перевал, а просто поднялись на него, посмотреть виды на «ту сторону». Я помнила большие камни, по которым так муторно было подниматься и спускаться… в этот раз все было под таким слоем снега, что спускаться было даже проще: ломись себе вниз и все. Озеро Синеокое предстало перед нами вот таким:

озеро Синеокое

Снега здесь было больше, чем на той стороне! Спуск к озеру Кардывач мы одолели за три часа. Погода была здесь уже просто полная жуть, и очень давила на психику. Мне постоянно вспоминались виды этих же самых мест в прошлом году в это время: разноцветные, ярчайшие краски криволесья, закатный свет в долине Мзымты, синий осколок — Кардывач внизу… Вот и он кстати:

озеро Кардывач

И почему-то мне казалось в тот момент, что эти краски, этот свет, это тепло потеряно навсегда, никогда больше не вернется, и было от этого очень плохо. Недостаток серотонина — страшная вещь!

Леса мы достигли в сумерках. Тропу засыпало снегом, но мы раньше поднимались и спускались по ней несколько раз, мы нашли ее и так. И озеро было уже совсем близко — пускай серое, туманное, с мокрыми, заснеженными берегами, а тянуло туда страшно — просто вниз, к кромке неподвижной воды, там будет тихо и хорошо. От озера поднимался дым костра, мы учуяли его запах из леса. Неужели в такую погоду кто-то есть на Кардываче? Но там не только кто-то был, там нас знали, там, у костра, нас встретили и назвали по именам.

День 9: домой

Ночью опять шел доооождь…уже, наверное, можно не упоминать такие мелочи)) Утром, несмотря на сырость и туманность снаружи, не хотелось долго спать. Совсем иной, чем в прошлый раз, и все-таки это был Кардывач, и нужно было вглядеться в него как следует.

озеро Кардывач

Мы оттуда откуда-то спустились вчера..бррр!

До Энгельмановых полян дошли с двумя остановками: у пограничников и на кордоне заказника. Нам казалось, что если сделать привал, то мы вообще не встанем:) Вроде по расстоянию прошли за 9 дней ерунду — 70 километров, но как-то утомились достаточно сильно!:)

Ну вот и все. Такая в этом году вышла осень:)

р. мзымта

43 комментария

• lexzag

Отличная «серебряная» осень :)
    А в остальном похоже все просто супер в прошлом году золото Кардывача, в этом снег и другие супер-озера — классно!

• Alexeich

!!!
    Что тут можно сказать? Отличный поход, хорошие фотографии и … зависть. Мы перед вами побывали частично в тех местах. Юхинское озеро видели без снега в хорошую погоду.

• Это мы вам завидовали!:) Смотрю фотографии на idunn-l.livejournal.com — столько озер, красота! Вообще места там, конечно, классные, очень хочется отдельно побродить в окрестностях Имеретинки, хоть целую неделю, и все посмотреть, но лучше в августе, чтобы с погодой не рисковать:)

• я восхищаюсь вами ребят!
    и искренне восхищаюсь тем как виртуозно вы владеете названиями мест, рек, гор и прочих местностей.
    фотографии потрясающие :)

• Мы втыкаем в карты долгими зимними вечерами!))) спасибо!

• Аня, фотки, отчет супер, первый раз на сайте! Огромное спасибо за «прогулку» по необыкновенным местам. Респект !!! Твой отчет решающе сыграл в выборе направления. Мы с выходом запоздали на Кардывач, т.е. с нами дети — боюсь рисковать, а в этот период и в 2009 тоже такая погода была. Очень много интересной информации у тебя на ссылках разных, спасибо ещё раз!

• Mery

Умнички! Засматриваюсь фотографиями Ани!

• митя

эх, как хочется обратно

• Каждый день, с утра, выйдя на улицу, посмотрев на жуткую погоду, я вспоминала про Вас. Молилась, что бы Вас не смыло, т.к. снег ещё не предполагала. Зато у Вас яркие впечатления останутся на всю жизнь. Красивые фото, интересный рассказ, большое спасибо!

• Замечательный отчет, не хватает только навигационных данных — трек, точки.

• naska

Аня! Потрясающие фото, впрочем как всегда! Водопады просто класс!!! В скайпе по тебе скучаем:)

• Привет Аня и Митя!
    Было приятно познакомиться на Кардываче!
    В зимней погоде есть тоже свое очарование … А Туапсе встретил нас масштабным наводнением!!!
    Всего самого наилучшего!!!

• Мы тоже были очень рады встрече! Это было просто волшебство какое-то: после тягот перевала и прочего спуститься к вашему уютному костру:) Про наводнения слышала в новостях, ужас :( погода всем дала жару!

• idunn_l

Блин, я только внимание обратила, балда:-)
    Аня, это туры:-) Серна вот она: http://pics.livejournal.com/idunn_l/pic/0017af08. Их часто в одинаковых местах можно встретить, а издали легко спутать (мы во время учёта иногда по нескольку раз проверяли:-)). Они не только внешне, но и поведением отличаются, как мы обратили внимание.
    А про непуганых туров на Имеретинке мы слышали от товарищей и егерей, но не застали их, увы.

• да, слушай, точно туры:))) Меня рожки у мелких смутили, а щас смотрю на папашу (на последнем фото), а там же ого рога!) А серн я только совсем издалека значит видела. Классное фото!

• Отчет интересный, красивые фотографии :)
    Но погода что-то этой осенью совсем не радует. Мы ходили в Мезмай, а там дожди постоянно льют, все красивые виды с гор затянуты туманом… Зато любовались полноводными водопадами :)

• Vetallkvn

Красивые фотоработы и отличный отчет.

• Отличные фото и написано легкочитаемо. Молодцы!

• Елена

Анюта и Митя! Вы действительно, как и запланировали, в 6 вечера, совершаете подвиг! Как жаль, что я уже не молода, и мне не под силу увидеть все своими глазами. Но греет одна мысль, ВЫ ЕСТЬ У НАС!!! Спасибо, что в теплой квартире можно прикоснуться к такой суровой, но не менее чарующей красоте!

• На Эльбрус она поднимается, и «уже не молода» при этом, вот так дела!!!:)) Нечего скромничать, прикоснемся еще вместе к красоте, только летом и в хорошую погоду!))

• Назир

У меня просто слов нет. Вы совершили подвиг. И очень умело его раскрыли людям. Браво!!!

• Ну ладно вам!))) Просто заупрямились и прошли маршрут несмотря на поганую погоду:) Главное, собака, через пару недель все растаяло! Вот же «повезло»:) Но с другой стороны, теперь вспоминать интересно!

Еще раз перечитал и в еще большем трансе. Окажись на вашем месте, у меня бы сердце от паники остановилось!

• Назир

Вообще не понимаю, как в октябре, за световой день, в таких условиях от Дамхорса до Кардывача (летом мне это с трудом дается) добраться, а потом еще за два передыха с Кардывача до Энгельмановых. Я вощбще реальность теряю!

• Давно хотел в тот район сходить, та то проблемы с погранцами (когда они на Закане стояли), то с егерями…

• Дмитрий

Анюта и Митя как с вами связаться? Хотим пройти почти по этому маршруту есть несколько вопросов. Мой скайп kynak13.

• Станислав

Привет ребят! Вопросик на засыпку — ходили через перевалы Пешеходный или Трудный с Имеретинской долины в долину Цахвоа? Планируем пройти в этом году есть вопросы.

• Андрей Lozhkin

Круто!Я восхищен вашими приключениями!Водопад в самом начале шикарный!Летом такой же мощный?

• Аня

да, он всегда мощный, летом даже больше, когда активное таяние снегов идет.

• Екатерина

Спасибо вам огромное за ваши отчеты и такие яркие фотографии. Благодаря вам мы недавно сходили на Тхач, теперь вы нас вдохновили на озеро Безмолвия.))