Сквозь Кавказский Заповедник

(10-21 июля 2010)

День 11. Дневка на озере Клумбочка

Вот и все, завтра распадется наше братство кольца :) А сегодня — последний день, когда можно забыть про всякие дела, заботы, работу и все такое. Не думать ни о чем, дышать чистым воздухом, пить чистую воду и смотреть на чистое небо.

Вчера мы первый раз после озера Ачипста поставили палатки. На АБСОЛЮТНО РОВНОМ месте!! Так удобно))) Прямо спали и нарадоваться не могли:)))

Лагерь на озере Клумбочка

Утро было такое ясное, что мы, хотя и не ставили будильника, не захотели спать дольше шести. Сперва я сделала то, что мне давно хотелось — поползала в мокрой от росы траве, фотографируя капли росы на зубчатых листьях растения, которое я не знаю, как называется. (Вообще, мои познания в ботанике просто удручают!) На каждом крохотном зубчике горит капелька, все вместе — как ожерелье, нанизанное на невидимую нить. upd: это манжетка.

Манжетка с каплями росы

И так, если просто лечь в траву.

Роса на траве

Ну все, хватит:)

Потом мы пошли на перевальчик над озером.

Озеро Клумбочка

Так выглядело утреннее озеро.

С перевальчика открылся обалденный вид на все самое красивое в краснополянской коллеции.

Агепста

Но нам этого было мало, и мы пошли на ближайшую вершину — Лоюб Цухе (2939). А то за весь поход вообще ни на одной вершине не были, непорядок! Вверх нужно было подняться чуть менее, чем на 400 метров.

Подъем на Лоюб-Цухе

С вершины вид открылся еще лучше. Ясное утро позволило нам далеко видеть в чистом воздухе. Снова я испытала то же чувство досады, что и в кардывачском походе: все вершины называем по именам: вот Агепста, вот Аибга, вот Ачишхо и Чугуш, Цахвоа, Лоюб, Кардывачский узел, Цахвоа, вон Кутехеку, а там долина Мзымты…и вот невидимая государственная граница — и все, там, в Абхазии, я ничего не знаю.

Мне кажется, Агепста — одна из самых живописных вершин у нас.

Агепста

Чугуш — у меня необъяснимая слабость к этой горе, отовсюду ее высматриваю:) Ну он очень красивый, правда.

Чугуш (вид с Лоюб-Цухе)

Эта фотография называется «Позвоните родителям!» На 10 день похода — мобильная связь, и мальчики звонят каждый своей маме:)

Вдали на этом фото можно увидеть будущие трассы «Розы Хутор», Аибгу, Красную Поляну с Эстосадком и Ачишхо. Ну и Чугуш слева опять:)

Наши соседи поднялись с нами на вершину, и я попросила их сфотографировать нас втроем на фоне Агепсты (штатив мой, как уже стало привычным в этом походе, валяется в палатке).

Возвращаемся назад.

Неторопливо:)

Вид на Агепсту

К этому времени уже начали стягиваться облака отовсюду: полдень, обычное дело в горах.

Озеро Клумбочка, Пик Торнау

За озером высится гора — это Пик Торнау.

А здесь видно и массив Цахвоа (слева) и хребет Герцена.

Цахвоа, хребет Герцена, озеро Клумбочка и Пик Торнау

Клумбочка очень хорошее озеро, но я за него боюсь. Всего один день пути от Красной Поляны — это опасно. После полного погружения в девственную, нетронутую глушь центра заповедника здесь сразу бросались в глаза мелкие приметы человеческой деятельности: плавал в озере кулек у берега, у другого — какая-то бумажка, за нашей стоянкой между камней кто-то заботливо всунул свой пакетик с мусором… А озеро-то небольшое и мелкое, мы плавали на островок, в самом глубоком месте можно было при желании идти по дну, просто плыть в холодной воде было быстрее.

Вот мы с Сашей на островке, кстати:)

Пошел дождь, большей частью слепой, с солнцем и радугой, мы даже в палатку от него не прятались.

Радуга

Из остатков сгущенки и ближайшего снежника замутили мороженое:))) Если честно, я думала, это все какие-то байки про «мороженое» из снега и сгущенки, а на самом деле никто так не делает. А оно очень вкусно оказалось!:))

Ближе к закату снова ходили прогуляться наверх.

Озеро Клумбочка

День 12. Озеро Клумбочка — перевал Аишха

Вот и все, мы возвращаемся домой. Остался недолгий переход по хребту Аишха до одноименного перевала, где нас заберет водитель на УАЗе и отвезет в Красную Поляну.

До свидания, Клумбочка!

День сегодня пасмурный с самого утра. Тусклая дымка скрывает хребты, такие яркие вчера под солнцем.

Хребет Аишха

Вот зато на мой Чугуш светит солнце, правда, недолго:)

Чугуш

А это озеро недалеко от перевала Аишха. За ним видна долина Малой Лабы. И где-то там перевал Бирюзовых озер, через который мы пришли сюда.

Озеро у перевала Аишха

Под перевалом стоял большой лагерь, палаток шесть или семь. Небольшой ручеек тек к югу с перевала, мы собрались набрать там воды…но в ручейке плавали полиэтиленовые пакеты… Все, пришли.

Нам пройти до места встречи с водителем оставалось всего ничего, и тут полил дождь. Да какой — ливень с громом, ветром, перешедший в град размером с горох. Пережидать не хотелось, тем более, что укрыться было негде, поэтому мы пошли. Такой погодный пендаль нам на прощание:)

И традиционное завершение похода — все в том же месте:)))