Осенний Кардывач и его окрестности

(5-10 октября 2009)

5. Кутехеку и развед-прогулка.

Накануне вечером мы раздумывали, как нам лучше провести день пятый: предпринять новую попытку посмотреть Ацетукские озера, рискуя опять застать там пограничников, или никуда не ходить, остаться на целый день у озера и лениться? Днем раньше мы видели вертолет, но сомневались — возможно, это был вертолет заповедника, а не пограничный. В итоге мы решили, что усидеть целый день на месте в таких местах все равно не сумеем, пойдем на разведку, заодно и поднимемся на вершину Кутехеку и поразглядываем окрестности.

Проснулись мы часов в 8 и неспеша позавтракали. Тут нашлось время заснять местное деревянное зодчество. Это, наверное, культурные памятники тем людям, которые не лезут на всякие горы, а сидят в лагере, занимаясь достойным всяческого уважения хозяйством, как то: дрова, костер, еда… И заодно — творчеством!)) А может быть, это следствие затяжных дождей, ведь не всегда везет с погодой… Как бы там ни было, экспонат номер 1 — супегмегадеревянный телефон:

Деревянный телефон на озере Кардывач :)

Экспонат номер два — обеденный стол, наполовину оборудованный под игру в нарды:

И экспонат номер три — здесь неизвестный художник сумел с помощью творческой фантазии разглядеть в неприметном стволе дерева нечто близкое ему и актуальное во все времена:

Вот, ну а мы пошли на Кутехеку. Погода — шикарная!

Массив Цындышхо
Луна в утреннем небе
Лоюб, долина верхней Мзымты, Цындышхо
Крокусы

Приближаемся к государственной границе. За хребтом — Абхазия.

Хребет Кутехеку
Долина Авадхары, Абхазия

Вот мы уже почти на вершине Кутехеку — 2558 метров.

Вершина Кутехеку

Панорама с вершины — мы там подписали все, что узнали.

Панорама с вершины Кутехеку: Ацетукский хребет, Агепста, Турьи горы, Аибга, Ачишхо, долина Мзымты, Аишхи, Лоюб, долина Верхней Мзымты, Акарагварта (пик Смидовича), Цындышхо, перевал Кардывач, Кардывач Узловой, озеро Кардывач

Агепста поближе:

Агепста
Ледник Агепсты

Разноцветные деревья внизу и маленькое озеро-болотце

Чугуш — он еле виднелся сквозь дымку далеко-далеко.

Полянка пограничников видна была отсюда, как на ладони. нам отсюда, как на ладони. Крюк получался нехилый, но мы решили все равно сходить туда, посмотреть, как там у них дела. Идем, стараемся следить по gps, чтобы стрелка, обозначающая нас, не слишком уж часто нарушала государственную границу :)

Хребет Кутехеку, спуск к перевалу Ахук-Дара

Мы спустились на перевал Ахук-Дара, рядом с которым стоит памятник стюардессе Надежде Курченко, погибшей во время захвата самолета террористами в 1970 году. На самом перевале — полосатый пограничный столбик. Оттуда ведет очень удобная тропа вниз, к поляне, где пограничники устраивают свой верхний пост. Поляна была пуста, ура! Значит, завтра мы все-таки посмотрим Ацетукские озера.

Пока мы сидели на лавочке у опустевшего пограничного домика, пошел дождь, но мелкий и слепой. Пока мы спускались к Мзымте и шли вдоль нее в свой лагерь уже знакомой дорогой, он то переставал, то начинался снова. А впереди нас была радуга.

Радуга

В общем, легкая прогулочка обернулась снова у нас шатанием по горам целый день, 30 километров накрутили. И это еще был не конец! Нужно было снова подняться наверх над лесом, на альпийские луга, чтобы позвонить нашему водителю (только там есть связь) и предупредить, что мы остаемся еще на один день. И Митя, повздыхав, перекусив и выпив чаю, пошел на второй круг)) У него было всего часа полтора до темноты, и он умудрился сбегать наверх и спуститься вниз ровно за час.

6. Ацетукские озера быстро-быстро

Будильник был заведен на 5 утра, ведь нам сегодня предстояло собраться, перенести свой лагерь и сходить на Ацетукские озера. В 5 утра мир был очень красив. В нем существовал только серебряный свет звезд и чернота всего остального. Но было очень холодно))) Сырость в ботинках превратилась за ночь в льдинки. Мы вылезли, посмотрели, выключили будильник и легли спать обратно, вообще без каких-либо дальнейших планов на будущее.

Проснулись в 7, когда в мире появились цвета и он малость потеплел. Приготовили завтрак, собрали палатку, рюкзаки… Посмотрели напоследок на озеро Кардывач и пошли.

Пошли быстро!! Мы все в этот день делали быстро, потому что времени было мало:) Пять километров пролетели мигом, поставили палатку у знакомых четырех берез, где ночевали в первую ночь, разложили сушиться все, что не просохло, и быстренько наверх. Мысль о том, что нижний пост пограничников никуда не делся и им нашу палатку прекрасно видно, не заглянула в наши головы:)
Мы поднялись на перевал Ахук-Дара быстрее, чем вчера спустились с него. У меня язык был на плече, да и Митя выглядел неважно))) Но нам надо было торопиться, мы не хотели возвращаться назад в темноте.

По хребту, снова нарушая границу туда-сюда — ну там одна тропа, что делать! — мы то спускались вниз, то лезли вверх — веселая дорога! Вот перед нами открылось озеро Мзи:

Озеро Мзи, вид с перевала Ахук-Дара
Озеро Мзи

Мы только смотрим на него сверху, оно — в Абхазии. На берегу можно разглядеть домик, но я не знаю, что это. Вообще мы старались пройти этот участок как можно быстрее, потому что находиться на гребне, зная, что на тебя с обеих сторон могут смотреть в бинокль, не очень-то уютно:)

Я так тороплюсь, что фотоаппарат даже не хочу доставать, пока не дойдем до озер. Но увидев эту картину, мы, не сговариваясь, одновременно делаем одинаковые кадры, уж очень выразительная береза:

Желтая береза на фоне Агепсты

Впрочем, мы уже совсем близко! Ноги, правда, еле плетутся, все-таки мы здорово вымотались: накопилась усталось предыдущих дней, да утренний перенос лагеря, да спешка… Я иду и думаю: после стольких стараний эти Ацетукские озера превратились в какую-то навязчивую идею, да не разочаруют ли они меня? Но мы видим озеро Евгении Морозовой, и я понимаю, что нет.

Озеро Евгении Морозовой (Ацетукские озера)

Озеро небольшое, но глубокое — до 10 метров. Синева просто потрясает нас! Даже слов нет, чтобы описать, хотя казалось бы, мы уже успели наглядеться озер.

Кадры больше репортажные, художественного мало:) Торопились. Но я не оправдываюсь, нам ведь того и надо было: разведать, узнать. В следующий раз будем неспеша все исследовать с разных сторон. Здесь надо ночевать! Вообще, очень уютная высота, на которой расположено озеро (2058 м) — здесь еще растут деревья, поэтому нет ощущения безжизненности высокогорных озер.

Времени все меньше и меньше… Озеро Альбова мы посмотреть не успеем — оно находится относительно далеко, и мы заранее знали, что на него времени не будет. Но озеро Рейнгарда увидеть надо! Поднимаемся к нему по нагромождению камней, таких огромных, таких неудобных, заросших травой, что, кажется, тратим на это последние силы. И все-таки мы забираемся на перемычку, c которой можно увидеть озеро Рейнгарда.

Озеро Рейнгарда (Ацетукские озера)

Но спускаться к нему мы не можем себе позволить — не успеем вернуться. Скальная полка, уводящая к озеру Альбова, будет мне, наверное, сниться. Но мы ни капли не жалеем, что посмотрели сегодня Ацетукские озера так кратко. Ведь надо оставить что-то на следующий раз, какую-нибудь недосказанность, которая будет тянуть нас вернуться сюда. Мы очень рады, что Ацетукские скалы не остались белым пятном на нашей карте, а сложились у нас в такую яркую и уютную картину. А еще — сегодня такая замечательная погода, гораздо лучше, чем тот туманный день, когда мы первый раз попытались подняться сюда.

Озеро Евгении Морозовой (Ацетукские озера)

Назад спешили, но уже уверенно, мы знали, что времени нам хватит. Спустились в лагерь ровно за несколько минут до того, как наступила темнота. Что ж, закончен утомительный день? Остается поужинать, выпить чаю и спать? Но не успевает вода закипеть в нашем котелке, как к нам на огонек приходят пограничники с нижнего поста, с автоматом и собакой. Они сообщают нам, что весь день наблюдали за нашей палаткой, и теперь они нас наконец дождались и желают проверить наши пропуска и узнать, куда же мы уходили на целый день. Из наших документов они узнают, что мы- те самые двое, кого в среду не пропустили на Ацетукские озера, и довольно логично начинают подозревать, что как раз туда мы сегодня и ходили:) Мы все напрочь отрицали, и тем не менее, они заставили нас перенести свой лагерь на жалкие триста метров, к их посту. Правила их требуют оставлять таких подозрительных шпиёнов, как мы, ночевать рядом с собой, потому что, понятно же любому — человек, весь день ходивший по горам и очень уставший, непременно среди ночи побежит еще что-нибудь нарушать!)))

7. Возвращение

И мы двинулись в обратный путь… вниз и вниз, снова вдоль Мзымты, через Сумасшедшие, Бешеные и Тихие ручьи, через солнечный лес, через листопад…

Лес в долине Мзымты

Обратно идти было гораздо легче и быстрее. Совсем незаметно тропа перешла в дорогу и воздух снова наполнился запахами компота от диких груш, яблок и алычи под ногами. Вот уже совсем скоро мы сидели на рюкзаках, поджидали наш УАЗик и бездумно смотрели на осенний лес и падающие листья, запрокинув голову.

В Красной Поляне мы не поехали сразу домой, а сначала зашли в Трикони — это место, где не посмотрят на тебя как на дебила, если ты с большим рюкзаком, а, наоборот, помогут снять его и поставить в гардероб :) Мы заказали целую кучу всего, сидели там два часа, играла тихая музыка и почти никого, кроме нас не было.

Мы выпили за окончание — ну в общих чертах — походного сезона. Мы неплохо продвинулись за это лето! Еще год назад мы видели приличные горы лишь на картинке, и скала Индюк была вершиной наших стремлений. И вот мы побывали на озере Кардывач, исполнив свою большую мечту. Намотали 102 километра в его окрестностях и застали самую красивую на свете разноцветную горную осень.

5 комментариев

• Супер!!!! Какие молодцы!!! вы все-таки сделали ЭТО !!! по-моему я погорячилась с осенью (насчет снега)….

• Виталий

Вами можно восхищаться и удивляться безмерно. Вы туристы от Бога. И отчёты ваши просто класс!Но иногда мне кажется, что слишком рискуете, особенно в межсезонье. Кардывач в снегу аш читать страшно. Единственное: в этом конкретном отчёте на фотках излишне поднакручен фотошоп и смахивают они на плакаты. Это видно не вооруженным глазом. А так всё класс. Поразил меня ваш отчёт об Имеретинских озёрах в том плане, что я никогда не думал, что их там такое количество. Удивлён не на шутку. Ну и загорелся, естественно, там побывать. А я в этом году побывал на Муруджинских озёрах в Теберде, а в прошлом на Софийских в Архызе. Вот это озёра, я вам доложу! С отчётами можно ознакомиться в моём болге vverba.livekuban.ru

• Аня

А вот это такая осень натурально:) Фото старые…2009 год…я тогда еще мало что знала об обработке фотографий. Только начинала увлекаться этим. Щас бы еще больше поднакрутила:)) С тех пор пытаемся еще раз попасть в такой же разгар осенних красок, но пока не получалось. Зависит от года…бывает, что снегом ранним, ветром листья посбивает раньше, чем они наберут всю полноту цветов.

• Андрей Lozhkin

Великолепны осенние краски!

• Александр

Зависти нет предела! Собираю рюкзак).