Осенний Кардывач и его окрестности

(5-10 октября 2009)

1. Энгельмановы поляны -> слияние Мзымты и Азмича

Первый день нашего путешествия был утомительным, но событиями особенно не насыщен. Ранним утром мы вылезли из поезда в Сочи, проспав от силы часа три под жуткий храп соседей. Кроме того, мы забыли в поезде пакет с бутербродами, предназначенными на завтрак и обеденный перекус.

Сонные и голодные мы сели в маршрутку до Красной Поляны. Там мы встретили нашего водителя, Пашу, сели в его УАЗ и помчались к Энгельмановым полянам, по пути надевая на себя в утреннем холоде все новые и новые слои одежды. Часа через полтора мы высадились у шлагбаума сочинского заказника и поход начался.

Энгельмановы поляны

Идти было тяжеловато, наверное, сказывалось недосыпание, ну и продуктов на неделю мы взяли прилично. Но радовало то, что такой переход с рюкзаками только один, а дальше ждет сплошное радиальное матрасничество:)

Среди золотых деревьев появлялось все больше красных, лесной запах пихт постепенно сменял домашний сладкий запах диких груш и яблок. В лесу цвели бело-сиреневые безвременники, которые я сначала по ошибке приняла за крокусы.

Безвременники в лесу

Мы перешли кучу ручьев и речушек, как с громкими названиями вроде Сумашедшая или Бешенка (и еще Тихая :), так и вовсе безымянных. Все они неслись в Мзымту, которая очень громко и неизменно шумела по правую нашу сторону. Часам к 5 мы дошли до пограничного поста у слияния Мзымты и Азмича (он же Бзыч), отметили свои пропуска и решили, что дальше идти мы ниасилим, да и смысла нет. На завтра у нас запланированы Ацетукские озера, куда мы отправимся прямо отсюда, вверх вдоль Азмича. Поэтому мы разбили лагерь на приятной полянке недалеко от пограничников — там было что-то вроде стола и лавочек, кострище и четыре березы, что еще надо для жизни — не торопясь поели и крепко заснули. Ночью пошел небольшой дождик, но быстро прекратился.

2. Ацетукские озера не получились. Лагерь на озере Кардывач.

Мы проснулись часов в 7, поели и, сурово глядя на туманные окрестности, двинулись вверх через лес. Но настроение было бодрое, ведь нас ждали Ацетукские озера! Заманчивые, малоизвестные, таящиеся где-то там воооон в тех горах.

В нашем пограничном пропуске была указана куча разных мест, но Ацетукских озер среди них не было. Но мы ж не идиоты! Мы, разумеется, позвонили где-то за месяц в сочинский погранотряд и спросили, нужно ли нам делать отдельный пропуск на озера, или их можно посетить с таким пропуском, как у нас. Нам уверенно сказали: можно, ничего делать не надо. Теперь уже кажется, что глупо было верить им на слово, но в тот момент это звучало совершенно логично. В общем, уже понятно: на верхнем погранпосту нам сказали, что на озера нам нельзя. Мы пересказали телегу про то, что мы звонили, и нам сказали. Они связались с «центром», но центр, как видно, с тех пор передумал. Как мы позже выяснили, таким точно образом они обломали не только нас, но и еще достаточно большое количество людей.

Короче говоря, в расстроенных чувствах мы спустились обратно к своим «четырем березам» и уныло собрали палатку. Делать было нечего, кроме как передвигаться дальше по нашему плану и идти на озеро Кардывач. Благо, идти осталось до него всего километров пять.

В этот день мы встречали разных людей, включая группу Юрия Дороша, которая провела предыдущую ночь на верхнем посту у пограничников из-за такой же точно проблемы с пропусками. Правда, озера посмотреть они успели. Все встреченные нами выражали уверенность, что пограничников с этого поста собираются сегодня-завтра снимать — так они им сами сказали. Все это вселило в нас новую надежду.

А пока мы отложили их на определенное время и обратили свои помыслы к Кардывачу. Вообще, с Кардывачом у меня случился «эффект обманутого ожидания», только наоборот. Да, мне давно и очень сильно хотелось туда попасть, но я не особенно хорошо представляла, что я там увижу. Кроме гимнов Ефремова и разных высказываний на тему «Кардывач — чемпион красоты», которым больше лет, чем мне, встречается также множество мнений, что дескать, Кардывач — это такой огромный беспонтовый водоем, заросший по берегам деревьями и кустами, красоты там мало и вообще на него только время терять. Я думаю, эти люди, скорее всего, были тут летом, в разгар жары, лопухово-крапивного буйства и всякой мошкары. Как бы там ни было, я не знала, чего и ожидать, и особенно ни на что не настраивалась.

Но Кардывач действительно очень, очень красив. Во всяком случае, осенью. Когда мы увидели всю палитру желтых, красных, оранжевых, золотых, темно-зеленых деревьев, в опрокинутом виде отрадающихся в чистейшей прозрачной воде, на поверхности которой плавают упавшие листья, прибившись к берегу… На дне у берега виден каждый камень, а потом оно круто обрывается. Еле слышно и плавно вытекает из озера Мзымта, тихая, почти недвижная — но ей требуется совсем немного времени, чтобы начать реветь на перекатах. А сверху в озеро впадает Верхняя Мзымта — удивительная маленькая речушка, шумящая так, что с противоположного берега в тишине кажется, будто там идет вагон метро. Берег изгибается маленькими бухточками, в каждой торчат палатки и уютный дым поднимается от костров и стелется вдоль воды… Вот таким предстал перед нами Кардывач, и, в общем, когда мы увидели его, все утренние расстройства развеялись и исчезли окончательно.

Озеро Кардывач

Палатку мы поставили на одной из самых больших стоянок, где был устроен стол с навесом из полиэтилена и некоторые местные достопримечательности, о которых поведаю позже. По соседству стояла палатка Геннадия, встреченного нами еще на пути «к Ацетукским озерам» — он же еще прибавил масла в огонь и восхвалял эти самые озера как только мог, что еще больше подогрело наш энтузиазм. И еще одна палатка, но, в общем, мы все друг другу не мешали, и вообще там на Кардываче как-то все друг другу не мешают, хотя народу тусуется много — это к вопросу о сочинском заказнике, который утверждает что «ненене, мы пропуска никому не выдаем», ага. (Через день наши соседи снялись и ушли, и мы остались одни на этой прекрасной стоянке.) После довольно позднего обеда мы уже ничего не делали, а только неспешно гуляли по берегу озера, пока не сгустился туман и не стемнело.

Наша палатка:

Верхняя Мзымта:

Верхняя Мзымта у впадения в озеро Кардывач

Лесной ручеек недалеко от стоянки:

Турьи Горы:

Турьи Горы (вид с озера Кардывач)

3. Озеро Синеокое и перевал Кардывач.

Наш сосед Гена предложил сходить на следующий день вместе на озеро Синеокое. Нам было все равно, в каком порядке совершать наши вылазки, поэтому мы обрадовались компании. Утром оказалось, что с нами за компанию еще 6 человек. Поднимались все вместе медленно, часто делали остановки, но нам торопиться было некуда. Зато было время осмотреться и пофотографировать. Вот наша импровизированная группа на фоне горы Лоюб. Завтра нам — туда, на самую вершину.

Вершина Лоюб

Это был самый облачный день у нас, не считая предыдущего, когда мы особенно никуда не ходили. Вершина Кутехеку и Турьи горы вдали:

Вершина Кутехеку и Турьи горы вдали

А вот открылся вид на озеро Кардывач, откуда мы поднялись. Справа снова Лоюб, а слева, с ледником и облаками, зацепившимися за вершину — Агепста.

Долина Мзымты, озеро Кардывач и гора Лоюб

Через некоторое время поднялись к озеру Синеокому. Так его назвал Ефремов, потому что оно формой напомнило ему два ока. Озеро действительно напоминает формой восьмерку, но насчет очей, наверное, надо, чтобы какая-то часть была льдом закрыта :) На озере наша временная группа перестала существовать: договорились возвращаться самостоятельно.

Озеро Синеокое

Если хочешь понять озеро, надо подняться и посмотреть на него сверху. Так что с этими озерами лениться нельзя!:)

По пути встречается снег — это свежий, он выпал несколько недель назад, но почти весь уже растаял.

У нас романтическое путешествие или где?))

Озеро Синеокое

Потом мы спустились обратно и пообедали. Гена заронил жадность в наших душах, сказав, что с перевала Кардывач видно озеро Инпси. Само собой, мы поперлись туда:) По пути фотографируем Синеокое с нового ракурса. Оно здорово блестит на солнце.

Наверху встречаем небольшое озерко, безымянное.

Озерко под перевалом Кардывач

Вид на Имеретинский горный узел. Вон за теми горами Имеретинские озера… А эти маленькие озерки внизу — просто безымянные.

Вид на Имеретинский горный узел с перевала Кардывач

Эта вершина — Кардывач Узловой, туда неплохо бы тоже залезть, но уже в другой раз.

Вершина Кардывач Узловой

Вот оно, озеро Инпси, оно же Цахвоа и Дамхорс. Оно дает начало реке Цахвоа. Поскольку мы хотели бы сходить из долины Имеретинки на Кардывач, как раз через это Инпси, нам было очень интересно на все это поглядеть и составить в голове более ясную картину.

Озеро Инпси (вид с перевала Кардывач
Вид на Имеретинский горный узел и озеро Инпси с перевала Кардывач
на перевале Кардывач
в районе перевала Кардывач

Таинственные письмена на снегу, послания медведям))

Спускаемся обратно к Синеокому.

Спуск к озеру Синеокому с перевала Кардывач

Ну и пора домой. Кардывач и долина Мзымты снова перед нами, в закатном свете. Жизнь хороша!:)

Долина Мзымты и озеро Кардывач
Черника
Рододендроны и криволесье

Еще немного видов горы Лоюб:

Вершина Лоюб

Когда мы спустились, солнце уже почти скрылось за горами, и озеро выглядело как-то так:

Озеро Кардывач

5 комментариев

• Супер!!!! Какие молодцы!!! вы все-таки сделали ЭТО !!! по-моему я погорячилась с осенью (насчет снега)….

• Виталий

Вами можно восхищаться и удивляться безмерно. Вы туристы от Бога. И отчёты ваши просто класс!Но иногда мне кажется, что слишком рискуете, особенно в межсезонье. Кардывач в снегу аш читать страшно. Единственное: в этом конкретном отчёте на фотках излишне поднакручен фотошоп и смахивают они на плакаты. Это видно не вооруженным глазом. А так всё класс. Поразил меня ваш отчёт об Имеретинских озёрах в том плане, что я никогда не думал, что их там такое количество. Удивлён не на шутку. Ну и загорелся, естественно, там побывать. А я в этом году побывал на Муруджинских озёрах в Теберде, а в прошлом на Софийских в Архызе. Вот это озёра, я вам доложу! С отчётами можно ознакомиться в моём болге vverba.livekuban.ru

• Аня

А вот это такая осень натурально:) Фото старые…2009 год…я тогда еще мало что знала об обработке фотографий. Только начинала увлекаться этим. Щас бы еще больше поднакрутила:)) С тех пор пытаемся еще раз попасть в такой же разгар осенних красок, но пока не получалось. Зависит от года…бывает, что снегом ранним, ветром листья посбивает раньше, чем они наберут всю полноту цветов.

• Андрей Lozhkin

Великолепны осенние краски!

• Александр

Зависти нет предела! Собираю рюкзак).